Якоб Йорданс | |
---|---|
нидерл. Jacob Jordaens | |
Автопортрет Йорданса с «Семейного портрета». Около 1615. |
|
Имя при рождении | Jacob Jordaens |
Дата рождения | 19 мая 1593(1593-05-19)[1][2][…] |
Место рождения | |
Дата смерти | 18 октября 1678(1678-10-18)[1][2][…](85 лет) |
Место смерти | |
Страна | |
Жанр | портрет |
Медиафайлы на Викискладе |
Якоб Йорданс (нидерл. Jacob Jordaens) (19 мая 1593, Антверпен — 18 октября 1678, Антверпен) — фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко.
Биография
Якоб Йорданс родился в 1593 первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он сотрудничал. В 1616 вступил в Гильдию Св. Луки и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство. В этом доме, расширенном в 1639, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь.
На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники как Стен и Снейдерс.
Аллегория Изобилия (1618—1628)
Автор статьи в Большой советской энциклопедии Н. Смольская отмечает: «В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо»[6].
Помимо картин Йорданс писал картоны для гобеленов. Также сохранилось несколько сотен его рисунков.
Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса („Семейный портрет“, около 1615, Эрмитаж; „Поклонение пастухов“, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. („Воспитание Юпитера“, 1620, Картинная галерея, Кассель; „Семейный портрет“, около 1622—24, Прадо, Мадрид; „Аллегория плодородия“, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель; „Бобовый король“, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов»[6].
После Рубенса: 1640—1678
Триумф принца Фредерика-Генриха Оранского (1651)
После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена, по сути, единственным представителем «большого стиля» (Антонис Ван Дейк скончался в декабре 1641 года, а Снейдерс работал практически исключительно в жанре «роскошного натюрморта»)[7].
О популярности художника свидетельствует тот факт, что даже после его обращения в 1645 г. к протестантизму католическая церковь продолжала заказывать ему работы.
Именно к Йордансу обратились представители английского короля Карла I с заказом на оформление резиденции в Гринвиче. Йордансу заказали 22 картины для кабинета королевы Генриэтты-Марии во дворце Квинс-хаус за 680 фунтов стерлингов (6800 флоринов), художник выполнил только 8 из них[8]. Изначально заказ планировалось отдать Рубенсу. К сожалению, написанные Йордансом картины не сохранились[7].
В 50-х годах XVII века Йорданс сотрудничает с Оранской династией, создавая, по мнению авторов статьи в БСЭ, «парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос» (панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского», 1652, дворец Хёйс-тен-Бос, Гаага«[6], написанное по заказу вдовы принца Амалии Сольмс-Браунфельсской)[9].
В 1650-х годах на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам.
В 1661 году Йорданс получил заказ на картину для амстердамской ратуши[7].
У Йорданса было много учеников. С 1621 по 1667 годы в Гильдии св. Луки официально было зарегистрировано 15 учеников.
Смерть, погребение, завещание художника
Йорданс умер от загадочной болезни «английский пот» (нидерл. zweetziekte или нидерл. polderkoorts) 18 октября 1678 года, в один день со своей дочерью Елизаветой. Их похоронили вместе под одним надгробием на протестантском кладбище в деревне Путте (провинция Антверпен, Бельгия), где уже была похоронена жена художника Катарина.
В 1877 году в Путте установили памятник Йордансу и двум другим его собратьям по цеху Симону де Папе (Simon de Pape) и Адриану ван Сталбемту (Adriaan van Stalbemt). Памятник находится на месте бывшей церкви и кладбища, которые были уничтожены незадлого до этого. Бюст Йорданса на мо
нументе выполнил бельгийский скульптор Жозеф Ламбо.
Через год после смерти художника его сын Якоб Йорданс пожертвовал 25 фламандских фунтов больнице Camer van den Huysarmen в Антверпене[10]. Он также пожертвовал картину «Омовение и помазание тела Христа» приюту для девочек. Предположительно, оба пожертвования были сделаны в соответствии с завещанием художника, текст которого, к сожалению, не сохранился[10].В честь Йорданса выпущен бельгийский почтовый блок 1949 года.
Художественный стиль
Прометей прикованный, ок. 1610-1611, Питер Пауль Рубенс Прометей прикованный, ок. 1640, Якоб Йорданс
На художественный стиль Йорданса, без сомнения, оказал огромное влияние Рубенс. Известно, что он иногда привлекал художника для выполнения эскизов будущих больших картин. Так же как и Рубенс, Йорданс любил использовать тёплую цветовую палитру, натурализм, был мастером жанров кьяроскуро и тенебризма.
Йорданс не добился значительного признания как портретист, однако хорошо умел отображать характеры и был наблюдательным художником. Его крестьянские сцены и масштабные полотна в стиле морализма оказали влияние на творчество Яна Стена.
Йорданс часто писал полотна по мотивам пословиц с участием большого количества персонажей разных возрастов, например, многочисленные «Праздники бобового короля». В этих юмористических зарисовках часто встречаются элементы грубоватого юмора[10].
Хотя Йорданс во многом продолжал мотивы творчества Рубенса, его работы отличаются склонностью к большему реализму, наличием большего числа персонажей и присутствием элементов бурлеска даже на полотнах на религиозные или мифологические темы.
Для сравнения стилей Рубенса и Йорданса стоит взглянуть на две картины «Прометей прикованный». Полотно Йорданса, написанное примерно в 1640 году, явно создано под влиянием Рубенса и Снейдерса. Однако, в отличие от картины Рубенса (1610-1611), полотно Йорданса менее мрачное.
Примечания
- ↑ 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P268«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837«></a>
- ↑ 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118558331 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578«></a>
- ↑ 1 2 Jacob (I) Jordaens<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q17299517«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P650«></a>
- ↑ artist list of the National Museum of Sweden — 2016.<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q16323066«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q22681075«></a>
- ↑ 1 2 Йорданс Якоб // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135«></a>
- ↑ 1 2 3 Н. Смольская. «Йорданс» // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С. И. Вавилов. — 2 издание. — М.: Сов. энциклопедия, 1965.
- ↑ 1 2 3 Якоб Йорданс. Продолжение (неопр.). Artfrance.ru. Дата обращения 27 июля 2014. Архивировано 27 июля 2014 года.
- ↑ 75. Жербье — Эдуарду Норгейту//V. Последнее десятилетие. 1630 — 1640//Петер Пауль Рубенс. Письма, документы, суждения современников (неопр.). Искусство (1977). Дата обращения 1 августа 2014. Архивировано 1 августа 2014 года.
- ↑ Лекуре М.А. Дом на Ваппере // Рубенс = Rubens. — М.: Молодая гвардия, 2002. — С. 132. — 394 с. — ISBN 5-235-02449-4.
- ↑ 1 2 3 d’Hulst, Roger-Adolf. Jordaens, Jacob // The Oxford Companion to Western Art. — Oxford: Oxford University Press, 2001. — ISBN 9780198662037.
См. также
Галерея
-
Поклонение пастухов (1618)
-
Сатир в гостях у крестьянина (около 1620)
-
Четыре Евангелиста (1625-1630)
-
Бобовый король (1638)
-
Бахус в детстве (1640)
-
Детство Юпитера (1640)
-
Праздник Бобового короля (1640-1645)
-
Адам и Ева (1640-е)
-
Женский портрет (1640-е)
-
Триумф принца Фредерика-Генриха Оранского (1651)
-
Святое семейство (1652)
-
Сусанна и старцы (1653)