В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Карамазов.
Иван Фёдорович Карама́зов — вымышленный литературный персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». Средний сын Фёдора Павловича Карамазова, брат Дмитрия и Алёши.
Образ
Средний сын своего отца, Фёдора Павловича Карамазова, первый его сын от второго брака. Горячий рационалист. Ивану 23 года. Писатель сравнивает Ивана с Фаустом Гете. Образ Ивана — дальнейшее развитие в творчестве Достоевского героя-бунтаря, исповедующего атеистические убеждения, призывающего к пересмотру существующих нравственных устоев. «Не Бога я не принимаю, Алеша, а только билет Ему почтительнейше возвращаю» — говорит он в главе «Бунт» (Кн. 5, Гл. 4). Его образ окружён загадочностью. Рос в приёмной семье угрюмым мальчиком, в раннем возрасте обнаружил хорошие способности. Учился в университете естественным наукам, сам содержал себя грошовыми уроками и журнальной работой.По мнению старшего брата, «Иван — могила». Алёша же говорит прямо: «Иван — загадка». Поведение Ивана непонятно и двусмысленно: будучи атеистом, он пишет работу о теократическом устройстве общества.
Впрочем, о старшем, Иване, сообщу лишь то, что он рос каким-то угрюмым и закрывшимся сам в себе отроком, далеко не робким, но как бы еще с десяти лет проникнувшим в то, что растут они все-таки в чужой семье и на чужих милостях и что отец у них какой-то такой, о котором даже и говорить стыдно, и проч., и проч. Этот мальчик очень скоро, чуть не в младенчестве (как передавали по крайней мере), стал обнаруживать какие-то необыкновенные и блестящие способности к учению.
Жизненная философия Ивана Карамазова
Иван Карамазов показан в романе как глубоко мыслящий человек, пытающийся найти ответы на так называемые «вечные» вопросы: ему «необходимо понять, где находятся источники добродетели и порока[1]». Результаты его размышлений нередко (и не без оснований) формулируют в виде краткого тезиса: «Если Бога нет, все позволено», или «Если Бога нет, все дозволено»,—хотя, если подходить к делу буквально, в романе нет ни одной из этих фраз.
См. также: Если Бога нет, все позволено
Взгляды Ивана первоначально (действие происходит в келье старца Зосимы) излагаются не им самим, а Петром Александровичем Миусовым[2]:
– Вообще эту тему я опять прошу позволения оставить, – повторил Петр Александрович, – а вместо того я вам расскажу, господа, другой анекдот о самом Иване Федоровиче, интереснейший и характернейший. Не далее как дней пять тому назад <…> он торжественно заявил в споре, что на всей земле нет решительно ничего такого, что бы заставляло людей любить себе подобных <…> и что если есть и была до сих пор любовь на земле, то не от закона естественного, а единственно потому, что люди веровали в своё бессмертие. |
– Неужели вы действительно такого убеждения о последствиях иссякновения у людей веры в бессмертие души их? – спросил вдруг старец Ивана Федоровича.
– Да, я это утверждал. Нет добродетели, если нет бессмертия.
– Блаженны вы, коли так веруете, или уже очень несчастны!
– Почему несчастен? – улыбнулся Иван Федорович.
– Потому что, по всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и о церковном вопросе.[2]
Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»
Продолжая излагать взгляды Ивана, рассказчик добавляет[2]:
…уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено… |
Иван Карамазов не только не опровергает рассказчика. Отвечая на вопрос старца Зосимы, он вполне подтверждает сказанное Миусовым, и такое рода убеждение о последствиях неверия в бессмертие души становится для Ивана источником крайнего несчастья (см. врезку).
Легенда о Великом инквизиторе
Философия: Энциклопедический словарь[3]
Важная тема Достоевского — антагонизм веры и неверия, христианства и социализма — получила завершение в «поэме» о Великом Инквизиторе…, в которой Христос олицетворяет свободу и любовь, а Инквизитор — насилие и принуждение.
Один из ключевых моментов романа — это рассказанная Иваном Алёше «Поэма о Великом инквизиторе» (которую часто называют «Легендой о Великом инквизиторе»).Иван рассказывает о новом пришествии Христа в эпоху Средневековья, в период инквизиции и борьбы с еретиками. Христос оказался неуместным и неудобным для власть предержащих на Западе.
Экранизации
- 1958 — Ричард Бейсхарт в фильме «Братья Карамазовы»
- 1969 — Кирилл Лавров в фильме «Братья Карамазовы»
- 2008 — Анатолий Белый в многосерийном фильме «Братья Карамазовы»
Разное
В тексте романа можно заметить некоторое противоречие, касающееся возраста и старшинства братьев. В самом его начале об отце семейства, Федоре Павловиче, говорится: «…Он был женат два раза, и у него было три сына: старший, Дмитрий Федорович, от первой супруги, а остальные два, Иван и Алексей, от второй»[4].
Ближе к концу романа, однако, сообщается иное: «…Когда старший сын Федора Павловича, Иван Федорович, перед самою катастрофой уезжал в Москву, Смердяков умолял его остаться, не смея, однако же, по трусливому обычаю своему, высказать ему все опасения свои в виде ясном и категорическом»[5].
Однако это противоречие, скорее всего, кажущееся, так как вторая цитата относится не к авторскому повествованию, а к обвинительной речи Ипполита Кирилловича, прокурора, в которой, судя по всему, подразумевается старший сын, не считая обвиняемого (то есть самого Дмитрия Федоровича).
Примечания
- ↑ Достоевский // Православная энциклопедия
- ↑ 1 2 3 Фёдор Михайлович Достоевский, Братья Карамазовы, — Книга II, Глава VI
- ↑ ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ↑ Книга первая. История одной семейки. I. Фёдор Павлович Карамазов
- ↑ Книга двенадцатая. Судебная ошибка. VIII. Трактат о Смердякове
Литература
- Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. — 280 с.
- Накамура Кэнноскэ. Иван (Иван Фёдорович Карамазов) // Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. — Санкт-Петербург: Гиперион, 2011. — С. 334—339. — 400 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89332-178-4.