В Википедии есть статьи о других людях с похожими именами, см. Кузнецов, Кузнецов, Николай и Кузнецов, Николай Дмитриевич.
Николай Дмитриевич Кузнецов | |||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения | 10 (23) июня 1911 | ||||||||||||||||||||||||||||
Место рождения | Актюбинск, Российская империя |
||||||||||||||||||||||||||||
Дата смерти | 31 июля 1995(1995-07-31) (84 года) | ||||||||||||||||||||||||||||
Место смерти | Москва, Российская Федерация |
||||||||||||||||||||||||||||
Страна | |||||||||||||||||||||||||||||
Научная сфера | Авиация, Космонавтика | ||||||||||||||||||||||||||||
Место работы | СНТК им. Н. Д. Кузнецова | ||||||||||||||||||||||||||||
Альма-матер | ВВИА имени Н. Е. Жуковского | ||||||||||||||||||||||||||||
Учёная степень | доктор технических наук | ||||||||||||||||||||||||||||
Награды и премии |
|
||||||||||||||||||||||||||||
Цитаты в Викицитатнике |
Никола́й Дми́триевич Кузнецо́в (10 [23] июня 1911, Актюбинск, Российская империя — 31 июля 1995, Москва, Российская Федерация) — советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей.
Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981). Лауреат Ленинской премии. В 1982 году присвоено звание почётного гражданина города Куйбышева.
Биография
Родился 23 июня 1911 г. в Актюбинске, в семье Дмитрия Матвеевича Кузнецова, по профессии рабочего-котельщика, и Марии Михайловны Кузнецовой, домохозяйки. Русский [1]
Учился в школе крестьянской молодёжи. В 1926 начал работать слесарем. В 1930 закончил школу и поступил в Московский авиационный техникум, где учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. В 1933 поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения ВВИА имени Н. Е. Жуковского, который закончил с отличием 16 ноября 1938. Темой его дипломного проекта был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».
В апреле 1939 года вступил в члены ВКП(б) в парторганизацию академии, и вскоре был избран парторгом кафедры. 4 апреля 1941 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. В период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942 познакомился с Георгием Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством В. Я. Климова, затем, с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора. В 1949 переводится в Куйбышев, где возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный его именем — Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.
Могила Н. Д. Кузнецова на Кунцевском кладбище Москвы
Умер Н. Д. Кузнецов 31 июля 1995 года, похоронен на Кунцевском кладбище в Москве[2].
Семья
Первая жена — Сима, дочь Наталья
Вторая Жена — Мария Ивановна, дочь Татьяна, сын Николай.
Вклад в науку
Внёс большой вклад в развитие советской науки. Под руководством Кузнецова на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов.[3]
Разработки
Основная статья: Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова
Авиационные двигатели
Разработанные ещё в Уфимском ОКБ двигатели турбореактивные РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2. Н. Д. Кузнецов разработал и двигатели для стратегической авиации, и с начала 1950-х годов создаваемые на предприятии агрегаты стали именовать новой маркировкой «НК». Одним из первых таких турбовинтовых двигателей стал НК-12. Он и на сегодняшний момент является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Двигателями НК-12 оснащались стратегический бомбардировщик Ту-95, транспортный самолёт Ан-22, пассажирский Ту-114 и их модификации.
Предприятием созданы НК-4, НК-14А, первый советский двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, созданный для сверхзвуковых дальних бомбардировщиков НК-22, НК-25, НК-144, который использовался на советском сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144, НК-26, один из самых мощных и крупных авиационных двигателей НК-32, базируемый на стратегических ракетоносцах Ту-160, и НК-321. В 1988 году был разработан турбореактивный двигатель НК-34 для установки на гидросамолётах, НК-86, НК-56, НК-64, НК-62, НК-63, двухконтурный НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114, НК-44.
Чрезвычайно перспективной разработкой является принципиально новый двигатель — винтовентиляторный НК-93, двигатель XXI века, на 20 лет опередивший время создания, ведь повторить его строение и уникальные характеристики не удалось никому в мире. Этот проект был детищем всей жизни Николая Дмитриевича.
Наземные газотурбинные двигатели
НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель НК-38СТ и НК-40СТ.
Жидкостные ракетные двигатели
В мае 1959 года началась разработка жидкостных ракетных двигателей. Первым таким двигателем стал НК-9 (8Д717). Для лунной программы Советского Союза в начале 60-х были созданы НК-19 (11Д53) и НК-21 (11Д59) для третьей и четвёртой ступеней ракеты-носителя Н1, а также НК-15 (11Д51), НК-31 (11Д114), НК-33 (11Д111) (для первой ступени Н1), НК-39 (11Д113), НК-43 (11Д112).
Надёжность
Огромное внимание он уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни Кузнецов был председателем научного Совета по надёжности АН СССР.
Общественная деятельность
Принимал активное участие в общественной и политической жизни. Депутат Верховного Совета РСФСР с 1963 по 1990 годы, делегат XIX, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов Коммунистической партии Советского Союза.[4]
Почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. П. Королёва.Заведующий кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов,научный руководитель отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевскомавиационном институте им. С. П. Королёва (Самарский государственный аэрокосмический университет).
Благодаря Кузнецову в посёлке Управленческом, где располагается СНТК, был открыт второй в Куйбышевской области широкоэкранный кинотеатр (1962), построен Дом Культуры «Чайка», создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк «Юность».[5]
При содействии Кузнецова был открыт филиал Кубышевского авиационного института и основан Самарский научный центр РАН (1989).[6]
Награды и звания
- Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981).
- Кавалер:
- ордена Ленина (пятикратно),
- ордена Октябрьской Революции,
- ордена Красного Знамени,
- ордена Отечественной войны I степени (дважды),
- ордена Красной Звезды (дважды).
- Награждён пятнадцатью медалями.
- Лауреат Ленинской премии.
- Лауреат премии Совета Министров СССР.
Генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей.Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы.Член-корреспондент(1968), а вскоре и действительный член Академии наук СССР (1974) и Российской академии наук.Доктор технических наук, профессор (1960).Почётный гражданин города Самары (1982).
Память
Файл:Bust Kuznetsov.JPG Бюст Кузнецова в посёлке Управленческий. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 «Николай Кузнецов».
- Бронзовый бюст был установлен в Самаре в 19 августа 1986 года в сквере на пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной. Авторы памятника — архитектор Н. А. Красько и скульптор Михаил Аникушин.
- Мемориальная доска была открыта 31 июля 1996 года в посёлке Управленческий на доме № 2 по улице Симферопольской, где жил конструктор.
- Памятник был торжественно открыт 25 июня 2001 года в сквере клуба посёлка Управленческий (носящем имя Николая Кузнецова) к юбилею со дня рождения конструктора. Авторы памятника — архитектор Н. А. Красько и скульптор Михаил Аникушин.
- 23 июня 2011 года была открыта мемориальная доска в честь Кузнецова на фасаде Института энергетики и транспорта СГАУ в посёлке Управленческий.
Названы в честь Кузнецова
- 9 августа 2008 года стратегическому бомбардировщику Ту-160 с бортовым номером 10, базирующемуся на авиабазе в г. Энгельс, было присвоено имя Николая Кузнецова.[7]
- Серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов).
- Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.[8]
- Улица Академика Кузнецова.
- 19 июня 2001 года улица Производственная была переименована в улицу им. Академика Н. Д. Кузнецова. На торжественной церемонии присутствовал губернатор Константин Титов.
- МОУ Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 10 г.о. Самары им. Н. Д. Кузнецова.
В кинематографе
- В телесериале «Битва за космос» (2005; Россия — США — ФРГ — Великобритания), посвящённом соперничеству СССР и США в космической гонке, роль Николая Кузнецова исполнил британский актёр Джеффри Уикхем (англ.)русск..
Интересные факты
23 июня 2011 года, в день 100-летия со дня рождения выдающегося конструктора авиационных и ракетных двигателей Николая Кузнецова, над Волгой вдоль набережной Самары на предельно низкой высоте совершили пролёт стратегические бомбардировщики Ту-95МС «Самара» и Ту-160 «Николай Кузнецов», оснащённые двигателями его разработки марки «НК».[9]
Примечания
- ↑ http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=12593
- ↑ Могила Н.Д. Кузнецова на Кунцевском кладбище
- ↑ Вклад научно-конструкторской школы Н. Д. Кузнецова в развитие отечественного двигателестроения (неопр.). Дата обращения 3 июля 2009. Архивировано 18 февраля 2012 года.
- ↑ Материалы 23 съезда КПСС. Стенографический отчёт.
- ↑ Самара-городок >> Люди. Здесь родились, жили, живут.
- ↑ Почётные граждане Самары
- ↑ Самолётам стратегической авиации присвоены имена «Самара» и «Николай Кузнецов» (неопр.). Дата обращения 3 июля 2009. Архивировано 18 февраля 2012 года.
- ↑ Бывшее НПО «Труд»
- ↑ Над Волгой пролетели бомбардировщики Ту-95МС «Самара» и Ту-160 «Николай Кузнецов»
Источники
- Н. Д. Кузнецов. Инженер. Каким он должен быть?
- Н. Д. Кузнецов. Ответственность инженера
- Н. Д. Кузнецов. Надёжность, долговечность, качество
- СНТК им. Н. Д. Кузнецова
Ссылки
Николай Дмитриевич Кузнецов (рус.). Сайт «Герои страны».
- Биография
- Портал Думы городского округа Самара — Почётные граждане
- Николай Дмитриевич Кузнецов. «Наш генерал».
- Журнал «Двигатель»
Литература
- «Королёв: Факты и мифы» — Я. К. Голованов, М: «Наука», 1994г, — ISBN 5-02-000822-2;
- Ракеты и люди — Б. Е. Черток, М: «Машиностроение», 1999г, — ISBN 5-217-02942-0;
- А.И. Осташев, «СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ — ГЕНИЙ ХХ ВЕКА» прижизненные личные воспоминания об академике С.П. КОРОЛЁВЕ — 2010г. М. ГОУ ВПО МГУЛ ISBN 978-5-8135-0510-2.
- «Берег Вселенной» — под редакцией Болтенко А.С., г. Киев, 2014г., издательство «Феникс», ISBN 978-966-136-169-9
- «России прерванный полёт» — Иванченко Ю.В.,М:, 2010г., издательство «Рестарт»,[1]
- Ситков А.. Гриценко Е. Жизнь и деятельность генерального конструктора Николая Кузнецова (рус.) // Военный парад : журнал. — 2011. — Март-апрель (т. 104, № 02). — С. 70-72. — ISSN 1029-4678.
- Ситков А.. Гриценко Е. Жизнь и деятельность генерального конструктора Николая Кузнецова (рус.) // Военный парад : журнал. — 2011. — Май-июнь (т. 105, № 03). — С. 56-58. — ISSN 1029-4678.