Дельфийский оракул (Delphicum oraculum) — оракул, то есть прорицалище, при храме Аполлона в Дельфах[1], расположенных на южном склоне горы Парнас в Фокиде[2]. Находился у подножия горы Парнас[3].Согласно древнегреческой мифологии был основан самим Аполлоном на месте его победы над чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, где номинально главным лицом была жрица (пифия), но фактически все предсказания формулировались жрецами храма, «расшифровывавшими» предсказания пифий, был одним из главных прорицалищ в эллинском мире.
Его появление относят к микенскому времени, а окончательное исчезновение — к IV в. н. э., расцвет оракула приходится на VII–V вв. до н. э. архаического и классического периодов истории Древней Греции[4].
Дельфийский оракул являлся символом Аполлоновой мудрости[4].
Мифология
Изначально оракул принадлежал Гее, охранялся драконом Пифоном (по другой версии драконихой) и место называлось Пифо (др.-греч. πύθω — подвергать гниению). Это было тогда, когда, как отмечает Бетти Редис, культ Геи был основным по всей Греции, пока его не вытеснили олимпийские боги[2]. Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна (др.-греч. ἡ δάφνη — лавр).От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе, а та — внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы, где убил охранявшего вход в прорицалище дракона Пифона и овладел оракулом. Тёмные хтонические пророчества сына Земли уступили место воле Зевса, отца богов и устроителя нового, Олимпийского космического порядка, выразителем которой выступил «метатель солнечных лучей», вызывающие в земле испарения для прорицания.После поражения дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и установил траурные игры в честь Пифона. Затем Аполлон отправился искать жрецов для своего храма. В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал о их предназначении. В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону и он был назван Дельфийским, в честь образа, в котором Аполлон им явился. Из Крисы моряки отправились к Парнасу, где стали первыми жрецами храма Аполлона.Пчёлы принесли из страны гипербореев храм из воска, а все последующие храмы сооружались по его образцу.
По Эсхилу, Дельфийский оракул первоначально принадлежал древнейшей прорицательнице, богине Гее, которая передала его своей дочери Фемиде, а та в свою очередь — своей сестре Фебе, которая предоставила его в виде подарка при рождении своему внуку Аполлону[5].
По ещё одной версии, после совместного владения оракулом Геи и Дафны, а затем Геи с Посейдоном, Гея передала свою часть Фемиде, а та — Аполлону, который выменял часть, принадлежавшую Посейдону, на остров Калаврию[5].
По гомеровскому гимну в честь пифийского (эпитет) Аполлона — он, вскоре после своего рождения прибыв с острова Делоса, овладевает оракулом, убивая своими стрелами охранявшего его змея Пифона, сына Геи, и назначает своими жрецами критских мужей из города Кносса; Аполлону пришлось очистить себя от убиения Пифона и смягчить гнев Геи[5][4].
В «Теогонии» Гесиода со святилищем в Пифо связывается древний миф о борьбе Зевса с Кроносом[4][уточнить].
По ещё одной версии, основателем древнего оракула Пифо считался сын Посейдона и нимфы Клеодоры Парнас[2], именем которого была названа гора Парнас.
История
Амфитеатр |
Археологические раскопки, проводимые с конца XIX века, показали, что Касталийское ущелье было заселено с середины II тысячелетия до н. э., a религиозная значимость Дельф уходит корнями в Микенское время[4]. Мифы о Пифоне свидетельствуют о доаполлоновском культе, о догреческих истоках оракула. Святилище вознило, возможно, еще на рубеже Х–IХ вв. до н. э.[6] Дельфийский оракул был одним из древнейших, но позднее додонского[5]. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном». Павсаний (Описание Эллады) рассказывает о четырёх последовательно построенных храмах: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня.
Каменный храм, построенный, по преданию по желанию Аполлона зодчими Агамедом и Трофонием в сер. VII в. до н. э., сгорел в 548 г. до н. э. и был заменён новым, построенным с большим великолепием в дорийском стиле дельфийскими амфиктионами (постройка им обошлась в 300 талантов)[5], он был разрушен землетрясением в 373 г. до н. э. Нынешние руины являются остатками сооружения 369 — 339 гг. до н. э. Так как Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и вновь основанных городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу. Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы оракула. В подданство принимались вновь создаваемые храмы в разных концах Средиземного моря. Были налажены отношения с этрусской династией Тарквинеев в Риме через посредство куманского храма. После падения этой династии (510 г. до н. э.) дельфийские жрецы, способствуя перенесению оракулов Куманской Сивиллы (сивиллиных книг) в Рим, смогли оказать воздействие на постепенную эллинизацию римской религии.
Расцвет Дельфийского оракула приходится к VII—V вв. до н. э.. Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу. Был осуществлён политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Мидас преподнёс в подарок храму золотой трон. Крёз был поклонником дельфийского Аполлона.Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидской империи.Но ещё во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья.
Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 г. до н. э., а при императоре Феодосии (391 г. н. э.) его окончательно закрыли.
К. К. Зельин отмечал своеобразие местных отношений в Дельфах, в отличие от остальной Греции[7].
По мнению В. Тарна, Дельфы всегда стояли на страже гуманности. Однако Ф. Бёмер считает прямо наоборот, полагая, что у тамошних жрецов вообще отсутствовала «человечность» в современном смысле этого слова[7].
Храм
Храм находился на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря. Склоны окрестных гор изобиловали источниками, наиболее известным из которых является Кастальский, окружённый лаврами посвящённых Аполлону. Около этого источника музы и нимфы источников собирались для пения под аккомпанемент аполлоновой лиры.На фронтоне храма были изречения Семи мудрецов: «познай самого себя», «ничего сверх меры», а также загадочное изображение буквы «Ε». Деревянное изображение этой буквы было приношением Семи мудрецов, афиняне заменили его на медное, а императрица Ливия подарила золотое.О значении этой надписи существует трактат Плутарха Херонейского (I—II вв. н. э.) «О надписи „Е“ в Дельфах», в котором высказываются следующие версии о смысле символа:
«Е» означает число «5», поскольку мудрецы хотели этим сказать, что их всего пять (Хилон, Фалес, Солон, Биант и Питтак), а тираны Клеобул и Периандр Коринфский не заслуживают имени мудрецов; «Е» означает вопросительную частицу др.-греч. «εἰ» и указывает, что к Аполлону обращаются с вопросами; буква «Е» означает второе лицо от глагола др.-греч. «εἰμι» — «εἷ», то есть «ты еси», ибо при входе в храм бог встречает входящих словами «Познай себя», а отвечать ему следует «ты еси», утверждая в нём тем самым истинное и чистое бытие; «Е» означает греческий союз др.-греч. «εἰ» («если») и указывает на присущую Аполлону диалектику;«Е» может соответствовать пифагорейской пятёрке. |
Для посетителей были доступны: жертвенник Посейдону, статуи двух Мойр, Зевса-Мойрагета, Аполлона и железный трон поэта Пиндара.
Открытым остается вопрос про расселину в скале, откуда якобы поднимались дурманящие испарения. При исследовании храма Аполлона не было обнаружено никаких следов трещины или пещеры[8].
Оракул
Во внутренней части храма (адитон), недоступной для вопрошающих, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом Пифона. Посреди амфитеатра была площадка с расселиной в скале, из которой поднимались испарения ядовитого источника. Здесь же стоял золотой треножник.
Пророчества
В древности прорицания давались один раз в год — в день рождения Аполлона — 7Бисия (середина февраля — середина марта), когда он возвращался от гипербореев. С VI в. до н. э. стали проводиться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев, а ещё позже — ежедневно, кроме особых нечистых дней, а также Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением.Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. До принятия сана она могла быть замужем. От неё требовалось преданность Аполлону и целомудрие.Перед пророчеством Пифия, омывшись в Кастальском источнике, надев золототканную одежду, распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей, спускалась в адитон, где она пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать. При этом Пифия впадала в наркотический экстаз, произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и толковали жрецы (др.-греч. προφήτης — профеты) храма.
Сократ самый мудрый из людей
Этот раздел статьи ещё не написан.Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Сражаться серебряными копьями
Основная статья: Argenteis hastis pugnare
На вопрос царя Македонии Филиппа, отца Александра Великого, как добиться победы над соседними державами: «Сражайся серебряными копьями, и ты везде победишь». Впоследствии Филипп, раньше соседей начавший чеканить золотую монету, подчинял один за другим греческие города, говоря, что нет такой неприступной крепости, куда не смог бы войти ослик, навьюченный золотом[9].
Лжепророчества и коррупция
Геродот приводит рассказ об обращении в Дельфы относительно законности происхождения царя из дома Эврипонтидов сына Аристона Демарата: желая его низложить, его коллега Клеомен использовал широко распространенный слух, что он был бастардом, «У спартанцев из-за этого возникли разногласия, и было решено вопросить оракул в Дельфах, Аристонов ли сын Демарат. Клеомен сумел привлечь на свою сторону Кобона, сына Аристофанта, весьма влиятельного человека в Дельфах, который убедил Пифию Периаллу дать ответ, угодный Клеомену: Демарат — не сын Аристона. Впоследствии, когда обман раскрылся, Кобон был изгнан из Дельф, Пифия лишилась сана», — пишет О. В. Кулишова.По версии Геродота, по причине своего нечестия Клеомен, подкупивший пифию, впоследствии сошёл с ума[10].
Источники
- Аполлодор
- «Библиотека»
- «О богах»
- «Хроника»
- Гомер
- «Илиада»
- «Одиссея»
- «Гимн к Аполлону»
- Павсаний
- «Описание Эллады»
- Пиндар
- «Пифийская ода»
- Плутарх
- «Греческие вопросы»
- «Моралии»
- «Об умирании оракулов»
- «О „Е“ в Дельфах»
- «О том, что Пифия не прорицает стихами»
Примечания
- ↑ http://slovari.yandex.ru/Дельфийский%20оракул/БСЭ/Дельфийский%20оракул/
- ↑ 1 2 3 Бочаров Николай Алексеевич. Справочник мифологии
- ↑ Декэтхияйхи Нпюйск
- ↑ 1 2 3 4 5 О.В. Кулишова. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений
- ↑ 1 2 3 4 5 http://slovari.yandex.ru/Дельфийский%20оракул/Классические%20древности/Дельфийский%20оракул/
- ↑ О.В. Кулишова. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений
- ↑ 1 2 О.В. Кулишова — Дельфийские манумиссии в современных исследованиях по античному рабству
- ↑ О.В.Кулишова Дельфийский оракул
- ↑ Ю. С. Цыбульник. Крылатые латинские выражения. — М.:: ООО «Издательство АСТ», 2003. — С. 67. — 830 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016376-2.
- ↑ О. В. Кулишова — Спартанский царь Клеомен и Дельфы
Литература
- Parke Н. W. and Wormell D. E. W., Delphic oracle, v. 1-2, Oxf., 1956 (англ.)
Ссылки
- Дельфийский оракул // Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. — М., 2007.
- The Delphic Oracle (mp3) — программа В наше время (БиБиСи Радио 4) (англ.)русск., выпуск от 30 сентября 2010
- The “E” of Delphi (англ.)
- Плутарх. Об «Е» в Дельфах (греч.) = Περί τού Εί τού έν Δελφοίς // Пер. и комм. Н.Б. Клячко (Москва). Вестник древней истории : журнал. — М.: Наука, 1978. — Τ. 143, αρ. 1. — ISSN 0321-0391.