Возвышенное

Возвы́шенное — одна из центральных категорий эстетики, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения.
«Возвышенное» как эстетическая категория означает нечто осознаваемое, что дает нам впечатление величины, возможно даже святости, выходящее за рамки Красоты. Поэтому Возвышенное зачастую сопряжено с чувством недоступности, необъятности. Оно вызывает изумление, связанное с благоговение и/или страхом.
Различие между Возвышенным и Красотой является, по-видимому, западной проблемой, восточная философия, в частности китайская философия, не знает подобного различения.

Содержание

Античность

В античности Возвышенное было характеристикой стиля ораторского искусства.
В Поэтике Аристотеля Возвышенное также играет большую роль. Возвышенный стиль используется в античной риторике в рамках так называемого «Учения о трёх стилях» (Genus Grande).
Первое известное исследование Возвышенного приписывается Псевдо-Лонгину «О Возвышенном» (греч. Περί ΰψους). Предполагается, что данное произведение было написано в 1-ом веке нашей эры, хотя его происхождение и авторство сомнительны. Для Псевдо-Лонгина Возвышенное это прилагательное, которое описывает величественную, благородную мысль или язык, особенно в контексте риторики. Таким образом, Возвышенное внушает трепет и благоговение, с присущей ему силой. Трактат Псевдо-Лонгина примечателен своими ссылками не только в на античных авторов, таких как Гомер, но и на библейские источники, например Книгу Бытия.
Этот трактат был вновь открыт в XVI веке, и его последующее влияние на эстетику как правило связывают с переводом на французский Николя Буало-Депрео в 1674 году. На русском трактат «О Возвышенном» был издан в 1803 году.

XVIII век

Английские мыслители

Вопрос о концепции Возвышенного (отдельной от концепции Красоты), как эстетического качества в природе, был впервые поставлен в 18-ом веке в трудах Энтони Эшли Купера Шефтсбери, и Джона Денниса (1685-1734, английский критик и драматург), выражающего понимание пугающей и иррациональной сущности природы, а также синтез концепций о Возвышенном Джозефа Аддисона в его журнале «Spectator». Все три англичанина в течении нескольких лет путешествовали в Альпах, и комментировали в своих трудах ужас и гармонию этого опыта, показывающего разнообразие эстетических качеств.
Джон Деннис был первым, кто опубликовал свои комментарии в журнале Miscellanies (англ. альманах,сборник) в 1693 году, описывая о пересечении Альп, где в отличие от его прежних чувств к красоте природы, как «delight that is consistent with reason» (англ. «восторг, который согласуется со здравым смыслом»), то опыт этого путешествия был с одной стороны приятен глазу, как музыка уху, но с другой «mingled with horrours, and sometimes almost with despair» (англ.»смешались с ужасом, а иногда почти с отчаянием»).
Шефтсбери совершил путешествие за два года до Денниса, но опубликовал свои комментарии только в 1709 году в Moralists. Его комментарии также отражают эту амбивалентность, удовольствие и отвращение, но его концепция Возвышенного по отношению к Красоте была не такая резкая как у Джона Денниса, который превратил ее в новую форму литературной критики. Шефтсбери обращает внимания в своих сочинениях больше на страх бесконечности пространства, где Возвышенное не является эстетическим качеством, в отличие от Красоты, но качеством более грандиозным и имеющим большее значение чем Красота.
Джозеф Аддисон приступил к своему большому путешествию в 1699 году и писал в своих заметках к путешествиям по некоторым частям Италии, что Альпы наполняют разум приятным видом ужаса. Значимость его концепции Возвышенного в том, что три вида удовольствия, которые он идентифицировал: величие, необычность и красота, возникают из видимых объектов (то есть, из поля зрения, а не от риторики). Следует также отметить, что он не использует в этих трудах термин Возвышенное, а все время пользуется его полу-синонимами: «беспредельный», «неограниченный», «просторный», «величие». Понятие Величия является неотъемлемой частью концепции Аддисона о Возвышенном. Объект искусства может быть красивым, но он не может подняться до Величия. Его работы, как правило, считаются отправной точкой для анализа Бёрка.

Эдмунд Бёрк

В Новое время Возвышенное возвращается в поле дискуссии посредством работы Эдмунда Бёрка «Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном» (1757). Возвышенное у Бёрка — это то, что «так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, то есть всё, что так или иначе ужасно»[1]. Эдмунд Бёрк был первым философом, который заговорил о том, что Прекрасное и Возвышенное есть понятия взаимоисключающие. Эта дихотомия не так проста как у Джона Денниса, она антитетична как свет и тьма. Прекрасное может быть подчеркнут светом, а интенсивный свет или темнота (отсутствие света) является Возвышенным до такой степени, что они могут стирать видимый объект. Концепция Бёрка о Возвышенном была контрастна по отношению к классическому понятию эстетического качества красоты в качестве приятного опыта, описанного Платоном в нескольких его диалогах, и предложил Уродство как эстетическое качество, способное вызывать сильные эмоции, создавая в конечном итоге приятный опыт. До Бёрка, в классической догматике понятие Уродства, в первую очередь, описанного в трудах Августина Блаженного, было задумано как не имеющие формы и, следовательно, как несуществующее. Прекрасное было для Аврелия Августина, следствие благожелательности и доброты Божьего творения, а как категория не имело противоположности. Уродство было бесформенностью в отсутствии красоты.
Для Аристотеля функция художественных форм было создание удовольствия, и он впервые задумался над проблемой предмета искусства, представляющего уродливое как вызывающее «боль». Детальный анализ Аристотелем этой проблемы предполагает его изучение трагической литературы и ее парадоксальной природы, она шокирует, но в тоже время имеет поэтическое значение.
Трактат Бёрка также отличается акцентом на физиологических аспектах Возвышенного, в частности, двойное эмоциональное сущность страха и привлекательности, отмеченный другими авторами. Эдмунд Бёрк описал ощущение приписываемое Возвышенному как негативный боль, которую он назвал восторг, и которая отличается от положительного удовольствия.

Немецкие мыслители

В статье «О Лаокооне» (1798) Гёте утверждает мысль о том, что содержанием произведения искусства должен стать предмет изображения в наивысший момент своего развития, способный вознести дух человека над ограниченностью действительности.

Возвышенное у Канта

Аналитика прекрасного и возвышенного представлена у Канта в «Критике способности суждения» (1790). Сущность возвышенного содержится в его величии. Чувство возвышенного — это чувство удовольствия, связанного со страхом.

Артур Шопенгауэр

Для того, чтобы уточнить понятие Возвышенного, Шопенгауэр приведит примеры его перехода от Прекрасного к Возвышенному. Это можно найти в первом томе его «Мир как воля и представление», § 39.»Ко всем этим размышлениям, выдвигающим субъективный момент эстетического наслаждения, т.е. поскольку это наслаждение есть восторг чистого, наглядного познания как такового в противоположность воле, – к этим мыслям примыкает следующее, непосредственно с ними связанное объяснение того настроения, которое было названо чувством возвышенного.»[2]

Примечания

  1. цит. по: История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 103
  2. Артур Шопенгауэр, «Мир как воля и представление» §39

Литература

на русском языке
на других языках
  • Seidl A., Zur Geschichte des Erhabenheitsbegriffes seit Kant, Lpz., 1889
  • Hipple W. J., The beautiful, the sublime, the picturesque in eightteenth century British aesthetic theory, Carbondale (Ill.), 1957
  • Monk S. H., The sublime…, [2 ed.], Ann Arbor, 1960.