В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Балашова.
Галина Андреевна Балашова | |
---|---|
Дата рождения | 4 декабря 1931(1931-12-04) (88 лет) |
Место рождения | Коломна, РСФСР, СССР |
Гражданство | СССР→ Россия |
Род деятельности | космический архитектор, дизайнер, художник |
Галина Андреевна Балашова (род. 4 декабря 1931, Коломна, в девичестве Брюхова) — космический архитектор, дизайнер, художник. Создатель интерьеров космических кораблей, орбитальных станций СССР и космической символики[1][2][3].
Биография
Родилась в Коломне в семье Андрея Федоровича Брюхова, происходившего из муромской дворянской семьи, и Полины Александровны. Брат отца, Сергей Брюхов, был архитектором. Дед по линии матери был старостой села на Оке с населением 1500 человек. Родители Галины закончили Муромский лесной техникум, но не могли получить работу по специальности из-за происхождения, и были вынуждены много переезжать в поисках работы.
Детство Галины прошло в подмосковных Дмитрове и Лобне. В семье любили рисование, отец занимался фотографией. Галина рисовала с детства, поэтому отец отдал её на два года учиться рисованию к акварелисту 19-го века Николаю Александровичу Полянинову, который тогда преподавал живопись акварелью в Строгановском училище.
Окончив школу с серебряной медалью, по совету отца в 1949 году поступает в Московский архитектурный институт на специальность «Архитектор». Преподавателями Галины в институте были ученики И. В. Жолтовского Ю. Н. Шевердяев и М. Ф. Оленев, а также Н. П. Сукоян. Среди её сокурсников были будущие кинорежиссер Гия Данелия и художник-фантаст Андрей Соколов.
В 1955 году заканчивает обучение в институте, и по распределению попадает Куйбышев, где ей в течении года пришлось заниматься переработкой архитектурных проектов по хрущёвской кампании по «борьбе с излишествами».
В 1956 выходит замуж за школьного одноклассника Юрия Павловича Балашова, выпускника физ-мата МГУ, распределенного в «Особое конструкторское бюро № 1» С. П. Королева, ОКБ-1, (сейчас РКК «Энергия»), и вместе с мужем переезжает в подмосковный Калининград.
В 1957 году по ходатайству мужа Балашову принимают на работу в ОКБ-1 в отдел главного архитектора, в котором она была единственным дипломированным архитектором. До 1964 она занимается застройкой города и предприятия, проектирует цеха завода, здание Дворца культуры г. Куйбышева, занимается озеленением города.
Интерьер орбитального отсека корабля «Союз», утвержденный С. П. Королевым
В 1963 году в новом космическом корабле «Союз» появляется дополнительный жилой отсек, орбитальный модуль. Изначально он представлял собой аскетичное помещение, выполняющее только функциональные цели, о котором Королёв сказал: «В космос человек не может летать в туалете».Королев предлагает спроектировать жилой интерьер для модуля. По заданию К. П. Феоктистова, руководителя проектного отдела, Балашова за несколько дней проектирует дизайн интерьера орбитального отсека. После нескольких редакций Королев утверждает его в 1964 году. Слева в орбитальном модуле размещается стол-сервант, предназначенный для хранения оборудования и бытовых вещей, справа — диван для отдыха, в котором также находится различное оборудование. Вверху отсека расположены 4 иллюминатора и поручни, внизу — посадочный люк. Модуль выполнен в форме сферы для учета внутреннего атмосферного давления, вся мебель и приборы расположены равномерно в объеме отсека для уравновешивания бортов. По просьбе Королева мебель в отсеке выполнена в современной тогда эстетике 1960-ых. Орбитальные модули всех последующих «Союзов» в дизайне интерьера придерживаются такого же принципа компоновки.
Интерьер орбитального отсека Лунного Орбитального Корабля (ЛОК)
В 1964 году Балашову принимают на должность инженера в проектный отдел разработки лунного орбитального корабля (ЛОК). Балашова не только проектирует интерьер жилого модуля, но и занимается размещением оборудования и приборов внутри него. Она предлагает новую форму корабля — это сфера, расширяющаяся в нижней части. В интерьере орбитального модуля реализована «неориентрованная» композиция, продиктованная невесомостью: в нем нет деления на верх и низ, нет дверей и перегородок, свободное пространство выполняет несколько функций. По бортам модуля находятся два закрытых стеллажа обтекаемой формы, которые скрывают в себе приборы. После высадки американцев на Луну в конце 1960-ых советскую программу закрывают, ЛОК был практически построен, но так и не увидел свет.
В конце 1960-х годов занимается разработкой орбитального отсека и спускаемого аппарата «Союза Т».
В 1971—1975 участвует в создании «Союза-19» по программе «Союз-Аполлон». Балашова проектирует орбитальный отсек «Союза-19». Для выставки в Ле-Бурже в 1973 году создает проект экспозиции стыковки двух кораблей и значок с символом программы. Позже значок был утвержден Академией наук СССР и NASA эмблемой всей программы «Союз-Аполлон». Эта же эмблема была использована на нашивке костюмов у экипажей СССР и США, но в последний момент из-за путаницы рисунок на нашивке был изменен на другой. Эмблема стала всемирно известной, она использовалась в сувенирной продукции. Однако авторство Балашовой было засекречено, от гонораров за эмблему ей приказали отказаться, и кроме руководства ОКБ-1 никто не знал об отношении Балашовой к ней.
В 1976—1987 участвует в проектировании орбитальных станций «Салют-6» и «Салют-7», корабля «Буран», орбитальной станции «Мир». При работе над «Миром» занимается широким спектром работ от дизайна интерьера до размещения большого числа бортовых систем. В отличие от «Союзов» станция «Мир» имела на порядок больший объем, поэтому были выделены функциональные зоны: рабочая зона, салон — зона отдыха, каюты для сна, медицинская зона, зона ремонта. За каждой зоной был закреплен свой цвет: рабочая зона — голубой и зеленый, салон — теплые тона. Пол и потолок также выделяются цветами для упрощения ориентации космонавтов в пространстве. Основная схема, заложенная Балашовой в «Мире», была использована при проектировании и строительстве МКС.
В 1960-х создавала пейзажи, которые отправлялись в космос в орбитальных отсеках первых «Союзов» для снятия психологической нагрузки у космонавтов. Кроме основной работы в 1977—1991 годах Балашова создает космические вымпелы в честь советских космических кораблей и станций и в честь международных космических полетов. Вымпелы в ограниченном количестве изготавливал Ленинградский монетный двор, они раздавались космонавтам, отправлялись в музей космонавтики и в страны, которые принимали участие в полете. В 1982 году создает эскиз для памятной бронзовой медали в честь 25-летия запуска первого искусственного спутника Земли, которая была отлита на Ленинградском монетном дворе.
С 1975 года член Союза архитекторов.
В 1990 Г. А. Балашова выходит на пенсию и посвящает себя акварельной живописи. В настоящее время живет в г. Королеве.
Во времена СССР и вплоть до недавнего времени авторство работ Балашовой и сама ее деятельность были засекречены, широкая общественность практически ничего не знала о ее роли в космической программе СССР. Первая небольшая выставка работ Галины Андреевны состоялась в московском Центральном доме архитектора в 2000 году. Еще две выставки проходили в Германии в Бонне и немецком музее архитектуры во Франкфурте-на-Майне, выставлялись материалы из личного архива Балашовой. Организатор выставки в немецком музее архитектуры, немецкий архитектор Филипп Мойзер, издал книгу, посвященную Галине Андреевне. В апреле 2016 телеканал «Россия — Культура» показал документальный фильм о Г. А. Балашовой.
Семья — дочь Татьяна, есть внучка и правнучка.
Проекты
Этот раздел не завершён.Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
- Дизайн интерьера, проектирование космических кораблей и станций
- «Союз»
- Лунный орбитальный корабль (ЛОК)
- «Союз М»
- «Союз Т»
- «Союз-19» (программа «Союз-Аполлон»)
- «Салют-6»
- «Салют-7»
- Корабль «Буран»
- Орбитальная станция «Мир»
- Космическая символика
- Около 40 космических вымпелов (галерея), посвященных космическим кораблям («Союз», «Прогресс»), станциям («Салют-6», «Салют-7», «Мир»), международным космическим полетам (СССР-Франция, СССР-Индия, СССР-Япония и др.)
- Эмблема программы «Союз-Аполлон»
- Памятная медаль в честь 25-летия запуска первого искусственного спутника Земли
- Здания, заводы
- Дворец культуры в г. Самара
Выставки
- 14.12.2000-?. Москва, Центральный дом архитектора. На выставке впервые представлены работы по дизайну и архитектуре советских космических аппаратов.[4][5]
- 03.10.2014-22.02.2015, Германия, Бонн, Bundeskunsthalle[de]*. «Outer space. Faszination Weltraum»[6]
- 27.06.2015-15.11.2015. Германия, Франкфурт-на-Майне, Немецкий музей архитектуры[de] (нем. Deutsches Architekturmuseum). «Дизайн советской космической программы. Архитектор Галина Балашова» (нем. Design Für Die Sowjetische Raumfahrt. Die Architektin Galina Balaschowa).[7]
Литература
- Philipp Meuser. Raumkunst für das Leben in einer anderen Welt. Galina Balaschowa, Designerin der sowjetischen Raumfähren Sojus, MIR und Buran. // Outer Space. Faszination Weltraum. — Katalog zur Ausstellung vom 3. Oktober 2014 bis 22. Februar 2015 — Bonn 2014 — ISBN 978-3894798734 — S. 40-43
- Philipp Meuser. Galina Balashova. Architect of the Soviet Space Programme — Vol. 43 of Basic Series — DOM Publishers — ISBN 978-3-86922-355-1
- Philipp Meuser. Galina Balaschowa. Architektin des sowjetischen Raumfahrtprogramms — Band 33 der Reihe Grundlagen — DOM Publishers — ISBN 978-3-86922-345-2
Фильмы
- Галина Балашова. Космический архитектор. Документальный фильм (Россия, 2016). Режиссёр Михаил Кузовенков.
Примечания
- ↑ Ефим Шуман. Засекреченный архитектор Галина Балашова и ее космические интерьеры (неопр.). Deutsche Welle (2 июля 2015). Дата обращения 16 апреля 2016.
- ↑ Андрей Кафтанов. Жизнь без пола и потолка (неопр.). Коммерсантъ (11 апреля 2000). Дата обращения 17 апреля 2016.
- ↑ Дмитрий Приходько. Лица России: Галина Балашова — засекреченный создатель интерьера советских космических аппаратов (неопр.) (9 декабря 2015). Дата обращения 17 апреля 2016.
- ↑ Григорий Ревзин. Выставка архитектуры советского космоса (неопр.). Коммерсантъ (16 декабря 2000). Дата обращения 17 апреля 2016.
- ↑ Открылась выставка работ по дизайну отечественных космических аппаратов (неопр.) (15 декабря 2000). Дата обращения 17 апреля 2016.
- ↑ Verena Hütter. Putztag auf der Raumstation – die Bundeskunsthalle Bonn zeigt die Ausstellung „Outer space. Faszination Weltraum“ (нем.). Goethe-Institut e. V., Internet-Redaktion (1. Oktober 2014). Дата обращения 17 апреля 2016.
- ↑ DESIGN FÜR DIE SOWJETISCHE RAUMFAHRT. Die Architektin Galina Balaschowa (нем.). Deutsches Architekturmuseum. Дата обращения 17 апреля 2016.