Эль Греко | |
---|---|
El Greco | |
«Портрет старика» (предположительно автопортрет) |
|
Имя при рождении | Доме́никос Теотоко́пулос |
Дата рождения | 1 октября 1541(1541-10-01)[1][2] |
Место рождения | остров Крит деревня Фоделе |
Дата смерти | 7 апреля 1614(1614-04-07)[3][4][…](72 года) |
Место смерти | Толедо |
Страна | |
Жанр | портретная живопись[d], мифологическая живопись[d] и религиозная живопись[d] |
Подпись | |
Медиафайлы на Викискладе |
Вид Толедо. 1604—1614. Метрополитен-музей, Нью-Йорк Погребение графа Оргаса. 1586. Церковь Св. Фомы, Толедо Оригинальная марка СССР, 1991 год
Эль Гре́ко (исп. El Greco буквально «Грек», настоящее имя Доме́никос[7] Теотоко́пулос[8], греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος; 1541—1614) — испанский художник. По происхождению — грек, уроженец острова Крит.
Эль Греко не имел последователей-современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского изобразительного искусства.
Биография
Венеция — Рим: 1541—1576
По одной точке зрения, Эль Греко родился в деревне Фоделе близ города Кандия (современный Ираклион). По другой точке зрения, художник родился в самом Ираклионе, а в Фоделе проживал некоторое время со своей семьей[9].
О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем, и о его детстве. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью.[10] В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина.
В возрасте 26 лет, в 1567 году, он отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. В 1570 году, по пути в Рим, будучи в Парме, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, в Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он)[источник не указан 2226 дней] и выработал свой оригинальный стиль. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос, исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос, изгоняющий торговцев» (около 1570).
Испания: 1576—1614
В 1576 Эль Греко направился в Испанию на службу королю Филиппу II Испанскому. Через некоторое время художник переехал в Толедо — древнюю столицу Испании, центр испанского просвещения и искусств того времени, где и оставался до конца своей жизни. Именно в Толедо Эль Греко написал своё знаменитое полотно «Погребение графа Оргаса» (1586), принёсшее ему славу и огромное количество заказов, в основном от церкви. Тогда же художник обращает свой взор на портретное искусство, благо заказов на портреты в то время было много.
Эль Греко отличался независимым нравом, гордостью и собственным оригинальным стилем. Картины он всегда подписывал по-гречески своим греческим именем, а называл себя Доменико Греко, на итальянский манер. Прозвание «Эль Греко» дали ему каталонцы, добавив артикль «эль» к итальянскому прозвищу «Греко».[10]
Эль Греко скончался 7 апреля 1614 и был похоронен в Толедо, Испания, в монастыре Санто Домингос Эль Антигуо (исп.)русск..
Техника живописи
Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.
Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета — жжёной умброй. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой.
Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.
Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.
Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.
Наряду с Веласкесом, Эль Греко является одним из основных представителей испанского барокко[11].
Память
- В США был построен дом по образцу жилого дома Эль Греко, ныне это архитектурный памятник.
- В 1991 году в СССР была выпущена почтовая карточка с оригинальной маркой, посвященная Эль Греко.
- В 2007 году выпущен биографический фильм «Эль Греко».
Галерея
Основная статья: Список картин Эль Греко
-
Поклонение волхвов, 1568, Музей Soumaya, Мехико
-
Иоанн Богослов. 1595-1605 гг. Музей Прадо, Мадрид.
-
Кающаяся Мария Магдалина. Ок. 1589. Музей Изящных искусств, Будапешт.
-
Голова Христа. 1580—1585 г. Сан-Антонио, США.
-
Христос на кресте. Ок. 1577. Частное собрание.
-
Апостолы Пётр и Павел. 1592 Государственный Эрмитаж.
-
Спаситель мира. Ок. 1600. Национальная галерея Шотландии, Великобритания.
Примечания
- ↑ шаблон автора на Викискладе<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q24731821«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P1472«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q565«></a>
- ↑ Gran Enciclopèdia Catalana — Grup Enciclopèdia Catalana, 1968.<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P1296«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q2664168«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q18696256«></a>
- ↑ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P268«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837«></a>
- ↑ Kunstindeks Danmark<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P2108«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P1138«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q3362041«></a>
- ↑ SNAC — 2010.<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:P3430«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311«></a>
- ↑ artist list of the National Museum of Sweden — 2016.<a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q16323066«></a><a href=»https://wikidata.org/wiki/Track:Q22681075«></a>
- ↑ встречаются также варианты Доминико, Доменико
- ↑ также Теотокопули по форме мн. числа от фамильного имени
- ↑ Panagiotakes N.M. El Greco. The Cretan years. Farnham 2009, p. 17.
- ↑ 1 2 А. Степанов. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2006.
- ↑ Жиль Делёз «Складка. Лейбниц и барокко.»
Литература
- Киплик Д. И. Техника живописи старых мастеров // Техника живописи. — М.; Л. : Искусство, 1950.
- Фейнберг Л. Е. Секреты живописи старых мастеров / Л. Е. Фейнберг, Ю. И. Гренберг. — М. : Изобразительное искусство, 1989.
- Долгополов И. Эль Греко // «Огонек» — 22.12.1979, № 52, с 8-9.
Кино
История жизни Эль Греко легла в основу минимум двух кинофильмов:
- Эль Греко (1966 г.; Производство: Италия, Франция, Испания; Реж.: Лучиано Сальс)
- Эль Греко (2007 г.; Производство: Греция, Испания, Венгрия; Реж.: Яннис Смарагдис)