Формула любви | |
---|---|
Жанр | комедия мелодрама музыкальный фильм |
Режиссёр | Марк Захаров |
Автор сценария |
Григорий Горин |
В главных ролях |
Нодар Мгалоблишвили Елена Валюшкина Александр Михайлов Елена Аминова Александр Абдулов Семён Фарада Татьяна Пельтцер Александра Захарова Леонид Броневой Николай Скоробогатов |
Оператор | Владимир Нахабцев |
Композитор | Геннадий Гладков |
Кинокомпания | Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение телевизионных фильмов |
Длительность | 90 минут |
Страна | СССР |
Язык | русский |
Год | 1984 |
IMDb | ID 0216755 |
«Фо́рмула любви́» — советский художественный телефильм Марка Захарова по сценарию Григория Горина, выпущенный в 1984 году Творческим объединением телевизионных фильмов на киностудии «Мосфильм». Вольная экранизация повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» (1921).
Сюжет
В 1780 году, после непродолжительной мошеннической гастроли в Санкт-Петербурге, знаменитый авантюрист, «чародей» и «магистр тайных сил» граф Калиостро вынужден скрываться от погони, посланной всемогущим князем Потёмкиным. С ним его спутники — Лоренца, Маргадон, Жакоб. В это же время Калиостро пытается найти «формулу» единственного чувства, которое он всё ещё не способен вызывать в человеческих сердцах, — любви.
По пути Калиостро заезжает в дом одного из своих клиентов — занемогшего помещика. Он обещает излечить больного, если тот согласится отправить с ним свою дочь, Марию, через которую, по словам Калиостро, будет поддерживаться «астральная связь» с больным. После непродолжительного колебания Машеньку отпускают с графом, и Калиостро снова пускается в путь.
В это же время в российской глубинке под Смоленском живёт молодой помещик Алексей Федяшев. Обитая в поместье вместе с престарелой незамужней тётушкой, Федяшев не может найти себе избранницу и втайне мечтает о недосягаемом «бестелесном» идеале. В свое время он «оставил свет, бежал от столицы». Алексей влюблён в статую, стоящую в приусадебном парке, и мечтает оживить её — «как некогда греческие боги вдохнули жизнь в каменную Галатею». Случайно узнав от местного доктора, что Калиостро, мастер «материализации чувственных идей», находится недалеко от его поместья, Алексей находит графа в провинциальной гостинице, где тот скрывается от преследования, попутно пытаясь пробудить в Марии нежные чувства. Калиостро сперва отказывает Федяшеву, но по просьбе Марии, вступившейся за влюблённого юношу, всё же переезжает в поместье Алексея в сопровождении своей свиты.
Визит иностранных гостей вызывает переполох в тихом поместье. Калиостро осматривает статую. Он не обещает при оживлении полного сходства — согласно замыслу, «ожившую» статую должна изображать Лоренца, его спутница в афёрах, тайно влюблённая в Калиостро. Они не раз это проделывали: «Опять мазаться белилами и бегать в неглиже? Надоело!» Алексей обращает внимание на Марию, находит в ней сходство со своим мраморным идеалом и уже начинает влюбляться.
Граф со своими спутниками живёт в поместье, не прекращая попыток вызвать к себе любовь Марии. Алексей тем временем готовится к «материализации», усердно читая Петрарку. Тётушка со своей провинциальной прагматичностью советует ему «отбить» девушку у графа, вместо того чтобы губить молодость в бесплодных мечтаниях. С ней случилось подобное в её молодости: её поклонник «силу всю на стихи растратил… жизнь мою погубил». Алексей понимает, что влюблен в живую девушку и его влюбленность в статую уже прошла, но граф останавливает его в последний момент со словами, что остановить «оживление» статуи уже невозможно. Присутствуя на ритуале «оживления», Алексей догадывается об обмане, называет графа бесчестным человеком и вызывает его на дуэль.
Дуэлянты сходятся, но никто из них не стреляет. Граф предлагает изменить условия поединка и стреляться по жребию, зарядив один из пистолетов. Алексей в отчаянии выбирает пистолет и стреляет себе в сердце, но тот оказывается незаряженным. Калиостро стреляет себе в висок. Второй пистолет также оказывается не заряжен — слуга графа, Маргадон, не утрудился зарядить пистолеты и не стыдится этого: «Если б я был честным человеком — сколько б народу в Европе полегло!..»
В поместье граф приходит в себя. Тем временем столичная погоня почти настигает его. В соседнем городе появляются солдаты, посланные на поиски графа. Калиостро и его спутники снова готовы пуститься в бега. Выезжая из поместья, он встречает девочку, внучку натурщицы, позировавшей когда-то для ваятеля той статуи. В этот момент его настигает сосед Алексея, Загосин, также местный помещик и художник-любитель, давно преследующий Калиостро с целью написать его портрет. Калиостро понимает, что бежать от властей смысла уже нет, и соглашается. Тут же собираются все домочадцы Алексея, сам Алексей и Машенька. К ним присоединяются солдаты, прибывшие задержать Калиостро. Загосин пишет групповой портрет всей компании.
Доктор произносит эпилог, в котором сообщает о последних днях жизни Калиостро (1781) в римской тюрьме и о том, что рисунок русского художника, изображающий графа в окружении неизвестных историкам людей и переданный ему в тюрьму Лоренцой, оставался с Калиостро до самой его смерти…
Отличия от литературного произведения
Сюжет фильма имеет мало общего с повестью А. Н. Толстого. В сценарии Г. И. Горина сохранена только общая фабула: граф Калиостро приезжает в Россию, встречается с местным помещиком, спутница графа влюбляется в помещика и остаётся с ним. Горин создал на основе мрачной мистической повести Толстого совершенно другое произведение, по жанру напоминающее плутовской роман.
В повести вместо скульптуры граф Калиостро оживлял изображение девушки на картине[1].
В ролях
- Нодар Мгалоблишвили — граф Джузеппе Калиостро (озвучил Армен Джигарханян)[2]
- Елена Валюшкина — Мария Ивановна / нимфа
- Александр Михайлов — Алексей Алексеевич Федяшев, провинциальный помещик
- Елена Аминова — Лоренца, подручная графа
- Александр Абдулов — Жакоб, подручный графа, кучер
- Семён Фарада — Маргадон, подручный графа
- Татьяна Пельтцер — Федосья Ивановна, тётушка Алексея
- Александра Захарова — Фимка, дворовая девушка Федяшевых
- Леонид Броневой — доктор
- Николай Скоробогатов — Степан Степанович, кузнец Федяшевых, дядя Фимки
В эпизодах
- Варвара Черкесова — старушка, посетительница сеанса Калиостро (возможно, княгиня Загряжская)
- Маргарита Ромашина
- Александра Харитонова — мать Машеньки
- Александра Терёхина — служанка
- Анна Фроловцева — горничная в доме Ивана Антоновича
- Георгий Всеволодов — старый дворянин на сеансе «ясновидения»
- Виктор Махмутов — Модест Тимофеевич Загосин, провинциальный помещик, сосед Федяшевых, художник-любитель
- Владимир Ткалич — штабс-капитан
- Георгий Крамеров — Иван Антонович, больной отец Машеньки
- Вячеслав Горбунчиков — повар
- Владимир Мышкин — слуга Ивана Антоновича
- Аня Андриянова — Прасковья Тулупова, крепостная девочка
В титрах не указаны
- Григорий Горин — слуга
- Николай Корноухов — слуга
- Геннадий Гладков — слуга с подносом
- Наталия Трубникова
- Александр Звенигорский — дворянин
Балетная группа
- Н. Куломзина
- Е. Афанасьева
- И. Кривиченкова
- С. Савельев
- И. Бехтемиров
- А. Живлюк
- К. Гераскин
- Б. Марьямов
- М. Кудрявцев
- Александр Куломзин — солист
Съёмочная группа
- Автор сценария: Григорий Горин
- Режиссёр-постановщик: Марк Захаров
- Оператор-постановщик: Владимир Нахабцев
- Художник-постановщик: Виктор Юшин
- Композитор: Геннадий Гладков
- Звукооператор: Юрий Рабинович
- Текст песен: Ю. Михайлов
- Хореография: Светлана Воскресенская
- Государственный симфонический оркестр кинематографии
- дирижёр: Сергей Скрипка
- Режиссёр: Ю. Даниялов
- Операторы: Ю. Райский, Н. Фудим
- Художник по костюмам: Н. Монева
- Монтажёр: Валентина Кулагина
- Художник-гримёр: О. Сергеева
- Комбинированные съёмки:
- Оператор: Г. Зайцев
- Художник: А. Клименко
- Постановка фокусов: Анатолий Шаг-Новожилов
- Мастер по свету: С. Шебеко
- Цветоустановщик: Л. Меркулова
- Редактор: М. Наумова
- Музыкальный редактор: М. Бланк
- Директор картины: Александра Демидова
Награды
- 1985 — Приз за лучшую режиссуру Марку Захарову на XI ВКФ телевизионных фильмов в Москве
Факты
- Анонс нового фильма съёмочная группа представила в новогоднем выпуске «Кинопанорамы» 1984 года. В студии передачи на вопросы ведущего Даля Орлова отвечали Марк Захаров, Григорий Горин, Владимир Нахабцев, Татьяна Пельтцер, Елена Валюшкина, Александр Михайлов, Александр Абдулов, Семён Фарада. Сама телепремьера фильма состоялась 30 декабря 1984 года[3]
- О «Формуле любви» говорят как об одном из советских «фильмов-цитатников» — адресованных чрезвычайно широкому кругу зрителей, которыми его текст моментально расхватывается на цитаты[4]
- На основе этой же повести Толстого Микаэл Таривердиев написал комическую оперу «Граф Калиостро» (1981 год).
Анахронизмы
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 30 декабря 2018 года. |
Награда Калиостро — звезда польского военного ордена Virtuti militari
- В фильме главные герои скачут российскими дорогами на фоне стогов сена, конструкция которых слишком современная и свидетельствует о том, что их оставили комбайны.
- В Петербурге во время сеанса ясновидения Калиостро спрашивают о том, когда закончится война с турками. Но на тот момент (1780) никакой войны не было: пятая закончилась в 1774 году, а шестая (1787) ещё не началась[5][6].
- В финале Федосья Ивановна сообщает Калиостро, что его разыскивает «какой-то штабс-капитан», но этот чин в русской армии был введён только в 1797 году, то есть через 17 лет после изображенных событий[7].
- На протяжении всего фильма на груди у графа то появляется, то исчезает звезда польского военного ордена Virtuti militari, учреждённого королём Станиславом Августом Понятовским через 12 лет после приезда Калиостро в Россию[8].
- Стихотворение, цитируемое Федяшевым в первом диалоге с тётушкой («Из стран Рождения река / По царству Жизни протекает…»), сочинено русским поэтом и переводчиком Василием Григорьевым в 1822 году — через 42 года после изображаемых в фильме событий[9].
Подробности съёмок
- Изначально участие Александра Абдулова в фильме не планировалось. Когда работа над «Формулой любви» началась, он сам обратился к Марку Захарову с просьбой о роли. После этого Григорий Горин дописал роль Жакоба, слуги графа. Абдуловым был придуман эпизод со сниманием парика и превращением в другого человека[2]
- Сцены у реки и церкви снимались в селе Авдотьино (Ступинский район Московской области) — бывшей усадьбе известного общественного деятеля и просветителя XVIII века Николая Новикова[10]; сцены в доме Федяшева — в ныне полуразрушенной старинной усадьбе деревни Ляхово (городской округ Домодедово Московской области) близ железнодорожной станции Барыбино[11].
- Во время съёмок исполнитель главной роли Нодар Мгалоблишвили сломал ногу и продолжал сниматься в гипсе[2].
- Эпизодическую роль слуги, произносящего фразу «С кого ж такую лепили?», исполнил композитор фильма Геннадий Гладков (в составе актёров, снявшихся в эпизодах фильма, в титрах не указан).
- До «Формулы любви» статуя «Галатеи» уже присутствовала в качестве реквизита в других известных мосфильмовских картинах[1]:
- «Бег» (1970) — в покинутом дворце главнокомандующего после отступления белых из Крыма;
- «Служебный роман» (1977) — на рабочем месте товарища Бубликова;
- «Старый Новый год» (1980) — у бассейна в бане;
- «Вечерний лабиринт» (1980) — в коридоре 4-го этажа гостиницы «Золотая нива»;
- «Васса» (1983) — в приёмной Вассы Железновой.
«Неаполитанская песенка»
Зрителям запомнилась лирическая песня на «итальянском» языке, которую исполняют Жакоб и Маргадон каждый раз, когда Калиостро пытается соблазнить очередную жертву.
Музыку и слова этой псевдоитальянской арии сочинил композитор фильма Геннадий Гладков, исполнявший её в саундтреке фильма вместе с Александром Абдуловым. По словам Юлия Кима, считающегося автором этого произведения, Гладков отказался от упоминания в титрах в качестве автора слов, и авторство песни было приписано Киму[12].
При всей фантасмагоричности песенки авторам фильма пришлось утверждать её в литературном комитете («литовать»), предоставив цензорам «перевод» её текста на русский язык:
Прекрасная женщина, море,
Верить и петь
Подари мне мгновение
Самое прекрасное[2]
Во время записи «Неаполитанской песенки» вокальную партию Семёна Фарады исполнял Геннадий Гладков[2].
Через год после выхода «Формулы любви» песня была обыграна в советском фильме-катастрофе «Поезд вне расписания» (1985).
«Неаполитанская песенка», как было отмечено критикой, имела необыкновенный успех среди публики, а её исполнители оказались наутро после выхода фильма «на самом гребне популярности»[13]. В 1986 году Абдулов и Фарада исполнили пародию на песни фестиваля итальянской песни в Сан-Ремо в музыкальной программе «Утренняя почта»[14], которая частично включала в себя припев «…уно моменто».
Примечания
- ↑ 1 2 Меламед, Александр. Новые Пигмалионы (неопр.). Каскад (21 ноября 2013). Дата обращения 3 января 2014.
- ↑ 1 2 3 4 5 Магия «Формулы любви». Фильм Бориса Бермана и Ильдара Жандарева (ОАО «Первый канал», 2005)
- ↑ Новогодняя Кинопанорама 1984 год
- ↑ Кожевников А. Ю. Крылатые фразы и афоризмы отечественного кино. — СПб: Издательский дом «Нева», 2004. — С. 9. — 831 с. — ISBN 5-7654-2567-4.
- ↑ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1768%E2%80%941774)
- ↑ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1787%E2%80%941791)
- ↑ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%82%D0%B0%D0%B1%D1%81-%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD
- ↑ https://ru.wikipedia.org/wiki/Virtuti_militari
- ↑ Григорьев В. Н. Река Жизни. Нашествие Мамая. Князь Андрей Курбский (неопр.). Lib.ru: «Классика». Дата обращения 12 сентября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
- ↑ Larina T. Авдотьино и Н. И. Новиков (неопр.). Аксиньинское сельское поселение (17 ноября 2009). Дата обращения 2 января 2014.
- ↑ Ляхово и «Формула любви» (неопр.). Фото Чёрной Мили (2011). Дата обращения 2 января 2014.
- ↑ Интервью Юлия Кима
- ↑ Формула успеха Семёна Фарады // Социальное обеспечение. — М.: Издательство Министерства социального обеспечения РСФСР, 1991. — № 7. — С. 62.
- ↑ Пародия на Сан-Ремо (неопр.). YouTube (1986). Дата обращения 2 января 2014.
Ссылки
- «Формула любви» (неопр.). YouTube (11 июня 2011). — Официальный канал киноконцерна «Мосфильм». Дата обращения 12 сентября 2012.
- Шаблон:Russiancinema
- Сапрыкина, Ольга. Формула любви (неопр.). МК, Атмосфера № 108 от 1 апреля 2011. Дата обращения 2017-09-12 /недоступна/. Архивировано 17 октября 2012 года.