Столичная

У этого термина существуют и другие значения, см. Столичная (значения).

Водка
Stolichnaya
Страна происхождения Союз Советских Социалистических Республик СССР
Год основания 1938
Крепость 40%
Тип Водка
Сайт spimport.ru/brands/produ…
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«Столи́чная» — одна из всемирно известных и старейших на рынке марок русской водки.

История марки

В 1938 году в СССР была зарегистрирована рецептура и торговый знак водки «Столичная». Выпускаться водка начала лишь через несколько лет, в 1941 году первая бутылка «Столичной» была выпущена в блокадном Ленинграде.

Этикетка

С 1971 года водка начала продаваться в США. Права на дистрибьюцию водки получила американская компания PepsiCo в обмен на право строительства завода по производству газированных напитков в Новороссийске. В Америке получила устойчивое название Stoli.

После акционирования предприятия ВВО «Союзплодоимпорт», которое владело торговой маркой, в 1991 году знаки переходят к ВАО «Союзплодоимпорт» на основании правопреемства.

В 1997 году бизнесмен Юрий Шефлер учредил ЗАО «Союзплодоимпорт» и выкупил «Столичную» и другие знаки у ВАО «Союзплодоимпорт» за 300 тыс. долларов США.

Через два года, в 1999 году, ЗАО «Союзплодимпорт» продало марку «Столичная» голландской компании «Spirit International», входящей в группу S.P.I., за 800 тыс. долларов США.

В следующем году право на реализацию «Столичной» на территории США купила британская компания «Allied Domecq».

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в 2001 году признал передачу знаков от ВВО к ВАО недействительной, Роспатент перерегистрировал знаки на государство в лице Минсельхоза РФ. В 2002 году Минсельхоз учредил федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт»[1], и распоряжением премьер-министра Михаила Касьянова права на использование марки «Столичная» перешли к созданному ФКП.

С 2002 года за рубежом постоянно идут судебные процессы по возвращению марки «Столичная» и ещё нескольких известных водочных брендов под контроль «ФКП».[2]

В России ребрендинг и расширение линейки торговой марки «Stolichnaya» были проведены под руководством известного маркетолога Станислава Кауфмана. После ребрендинга в 2007 году продажи Столичной в России увеличились на 700% — более 1,3 млн бутылок в месяц. В 2012 году агентством «Kaufman» на рынок был выведен коньяк «Столичный». В 2014 году на рынок вышла новая позиция Столичной — «Stolichnaya-Sever».

Бойкот гей-сообщества

В июле 2013 гей-бары США и Канады объявили о бойкоте водок «Столичная» и «Русский стандарт» в знак протеста против «агрессивного наступления на права геев в России», в том числе закона «о пропаганде гомосексуализма»[3][4]. Вскоре к бойкоту присоединились гей-бары Лондона и Манчестера[4].

В ответ Вал Менделеев, CEO SPI Group, выпускающей водку «Stolichnaya», обратился к ЛГБТ-сообществу Британии с открытым письмом, в котором дистанцировался от официальной позиции России[4][5]:

Менделеев также добавил, что «Stolichnaya» производится в Латвии, а не в России[4].

Этикетка

Этикетка выполнена в красных и золотистых тонах на белом фоне. На этикетке изображена гостиница «Москва», которая была построена за три года до регистрации марки. Поверх изображения гостиницы курсивом буквами латинского алфавита из нижнего левого в верхний правый угол идёт надпись Stolichnaya vodka.

Дизайн этикетки разработан Владимиром Яковлевым, сотрудником комбината «Союзпродоформление»[6]. Существует легенда о том, что автором рисунка, помещенного на этикетку, был художник Андрей Иогансон. Правдоподобность этой версии отстаивает сын художника, Игорь Иогансон. Но за истинность основной версии выступает, например, старейший сотрудник комбината «Союзпродоформление» художник Б. Н. Сенновский.

Принимается также версия, по которой оба художника могли быть авторами дизайна этикетки[6].

Примечания

  1. Федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт»
  2. Голландский суд отдал России право на водочные бренды «Столичная» и «Московская» (неопр.). Интерправо — Защита прав на торговую марку. Право.ру (27 июля 2012). Дата обращения 27 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  3. Guardian: «Russia faces vodka boycott in backlash against anti-gay law»
  4. 1 2 3 4 Би-би-си: «Британские гей-бары против водки из России»
  5. Би-би-си: «Гей-сообщество Лондона бойкотирует русскую водку»
  6. 1 2 История создания брэнда СТОЛИЧНАЯ

Ссылки