The Devil Put Dinosaurs Here

The Devil Put Dinosaurs Here (с англ. — «Дьявол положил сюда динозавров») — пятый студийный альбом американской рок-группы Alice in Chains, выпущенный 28 мая 2013 года. Альбом стал вторым студийным альбомом группы для нового вокалиста Уильяма Дюваля, который заменил скончавшегося в 2002 году Лейна Стэйли.

The Devil Put Dinosaurs Here
Обложка альбома Alice in Chains «The Devil Put Dinosaurs Here» (2013)
Студийный альбом Alice in Chains
Дата выпуска 28 мая 2013
Записан 2012 год
Жанры альтернативный метал • сладж-метал • хеви-метал • стоунер-рок
Длительность 67:16
Продюсер Ник Рэскаленикс
Страна
Лейбл Capitol Records
Хронология Alice in Chains
Black Gives Way to Blue
(2009)
The Devil Put Dinosaurs Here
(2013)
Rainier Fog
(2018)
Синглы с The Devil Put Dinosaurs Here
  1. «Hollow»
    Выпущен: 18 декабря 2012
  2. «Stone»
    Выпущен: 26 марта 2013
  3. «Voices»
    Выпущен: 26 июля 2013

Содержание

Предыстория

Американская рок-группа Alice in Chains получила известность в 1990-е годы на волне интереса к гранжевому движению. С 1990 по 1995 годы коллектив выпустил три полноформатных альбома, а также два акустических мини-диска. Обратной стороной известности стала героиновая зависимость вокалиста Лейна Стэйли, из-за которой начиная с середины девяностых Alice in Chains практически прекратили концертные выступления и не возвращались в студию. Смерть Лейна Стэйли в 2002 году, казалось, стала логическим завершением истории группы. Тем не менее, оставшиеся в живых музыканты — в первую очередь гитарист Джерри Кантрелл, а также барабанщик Шон Кинни и бас-гитарист Майк Айнез — нашли в себе силы вернуться на сцену. Место погибшего фронтмена занял Уильям Дюваль, с которым Alice in Chains сначала постепенно возобновили концертные выступления, а после — отправились в студию для записи очередного номерного альбома. По руководством продюсера Ника Рэскаленикса была записана четвёртая пластинка, получившая название Black Gives Way to Blue. Альбом вышел в 2009 году, после четырнадцатилетней творческой паузы, и ознаменовал триумфальное возвращение группы на рок-сцену. Пластинка дебютировала на пятом месте в американском хит-параде Billboard 200, принесла Alice in Chains две номинации на «Грэмми», удостоилась звания «Альбом года» по версии журнала Revolver и в конечном счёте получила «золотой» статус с более чем полумиллионом проданных копий. Успех альбома, ставшего началом новой эры в истории группы, послужил толчком для дальнейших свершений[1].

Запись следующего альбома откладывалась по ряду причин. Сначала Alice in Chains были заняты концертным туром в поддержку предыдущей пластинки. К концу 2010 году группа провела в дороге 16 месяцев подряд, выступив более 150 раз. После завершения успешных гастролей музыканты начали работать над новым материалом[2]. Вскоре гитарист был вынужден прервать работу из-за проблем со здоровьем: он ощущал острую боль в плече и не мог поднять руку. У него были обнаружены разорванный хрящ и костная шпора. Травма носила «профессиональный» характер и была вызвана многолетней нагрузкой от гитарного ремня. Кантреллу пришлось перенести операцию на плече, а восстановление заняло несколько месяцев. Всё это время музыкант не мог держать гитару в руках, но продолжал напевать новые мелодии или наигрывать риффы на клавиатуре[3]. Лишь в январе 2012 года в интервью журналу Rolling Stone Кантрелл сообщил о своём выздоровлении и готовности вернуться в студию[4][2].

Особенности записи

Местом записи нового альбома стала лос-анджелесская студия Henson Studios, в которой Alice in Chains сводили предыдущую пластинку. Группа продолжила сотрудничество с продюсером Ником Рэскалениксом, который заведовал созданием Black Gives Way to Blue тремя годами ранее, и решила не менять звукозаписывающую компанию[5][6]. Перед тем, как собраться в студии, каждый из участников группы работал по отдельности, собирая собственные идеи для новой пластинки. Некоторые из гитарных риффов были свежими, другие были придуманы за несколько лет до этого. После этого музыканты собрались вместе и начали делиться своими наработками, собирая их воедино. У участников было несколько десятков идей, из которых требовалось создать 10-11 композиций, так что внутри группы даже было некое подобие неформального духа соперничества[7]. Первой новой композицией стала песня «Voices», написанная Джерри Кантреллом ещё до того, как он перенёс операцию на плече. Идея композиции родилась через месяц после начала концертного турне в поддержку предыдущей пластинки Alice in Chains и нашла своё воплощение в песне в течение одного-двух дней[8]. Уже в процессе восстановления он придумал ещё одну песню «Stone», напев и записав её на мобильный телефон[3][5]. Что касается «Hollow», которая в конечном счёте была выпущена в качестве дебютного сингла, она была основана на риффе, довольно долго «лежавшем на полке». Джерри Кантрелл написал его во время последнего концерта тура Blackdiamondskye 2010 года, но долгое время не мог придумать ему достойное продолжение[7].

Ключевым компонентом фирменного звука группы стало гитарное звучание, которое Ник Рэскаленикс назвал «стеной звука». Продюсер не хотел существенно отклоняться от способа звукозаписи, использованного на предыдущей пластинке, поэтому сохранил всё те же четыре гитарных полустека Джерри Кантрелла (комбинации усилителя и акустической системы), что и на Black Gives Way to Blue. Кантрелл применял свой предусилитель Bogner Fish и усилитель Mesa/Boogie в сочетании с «кабинетами» 4×12, а также «Marsha» производства Friedman Amplification и Bogner Ubershall. Во время записи новой пластинки к ним добавился пятый усилитель — шестидесятиваттный Laney Klipp. Для получения ровного и слаженного звучания инженер Пол Фигероа тщательно отрегулировал фазовые сдвиги, чтобы звуковые волны достигали микрофонов одновременно, а гитарные техники Тим Доусон и Дэйв Лэпхэм обеспечили точность настройки инструментов. Когда Джерри Кантрелл исполнял свои партии, запись производилась одновременно со всех микрофонов, после чего звуковые дорожки смешивались в необходимых пропорциях[7]. Помимо пяти основных усилителей время от времени использовалось оборудование Orange, Hiwatt, Soldano[9].

Для каждой композиции выбиралась собственная комбинация гитар, каналов, настроек усилителей и эффектов. Так, например, «Pretty Done» содержала левую и правую дорожки, на которых Кантрелл использовал гитару G&L Rampage «Blue Dress»; на центральной дорожке можно было услышать Flying V с другим сочетанием усилителей; в дополнение к этому Кантрелл использовал синий Les Paul для партий с бендами, а также чёрный Les Paul для гитарного соло. Дублирование партии ритм-гитары в левом и правом канале было фирменным приёмом Кантрелла и требовало исключительно точного повторения одних и тех же риффов[7]. Его ссновной гитарой продолжала оставаться G&L Rampage, которую он купил в музыкальном магазине в Далласе ещё в середине девяностых; вместо вибрато Floyd Rose, широко распространённого среди рок-гитаристов, на ней была установлена тремоло-система Kahler. В то же время, для отдельных композиций гитарист использовал другие инструменты. Так, «потустороннее» звучание во вступлении к песне «Voices» было достигнуто с помощью двухгрифовой гитары Gibson Джимми Пейджа; Кантрелл включил звукосниматели на шестиструнном грифе, однако исполнил вступление на двенадцатиструнном, что дало особенный эффект[7][n 1]. Уильям Дюваль чаще всего использовал свою основную гитару Les Paul Standard VOS Sunburst 1960 года выпуска. В отличие от Кантрелла, использовавшего современное оборудование Marshall, новый гитарист группы предпочитал более старинные усилители Marshall и Vox 1960-х годов. В то же время, для исполнения соло к песне «Phantom Limb» Дюваль использовал более высококлассный усилитель Friedman Marsha[7].

Чистое гитарное звучание достигалось с помощью предусилителя и процессора эффектов Fractal Axe-Fx II, а также лампового гитарного усилителя Vox AC30, дающего чуть более «грязный» звук. Это оборудование определило интонацию песен «The Devil Put Dinosaurs Here», «Voices», но также применялось на «Choke» и «Scalpel». Часть партий записывалось с помощью акустических гитар, с использованием двух микрофонов Telefunken 251, а также ещё одного микрофона Royer, установленного в месте крепления грифа к корпусу. Для получения более атмосферного звучания иногда дополнительно использовался сигнал, снятый с микрофона, расположенного в помещении[7]. Время от времени Ник Рэскаленикс переносил записанные акустические партии на плёнку, немного изменял скорость воспроизведения, а также добавлял эффект компрессии и корректировал частоту сигнала, после чего возвращал результат в Pro Tools[7].

Об альбоме

Музыкальный стиль

В декабре 2012 года Джерри Кантрелл сообщил об окончании работ над новой пластинкой и рассказал о её звучании и общем направлении альбома. В интервью журналу Revolver он заявил: «Я не думаю, что вы будете удивлены тем, что услышите. Это мы, но в этой записи есть нечто уникальное. В альбоме присутствуют характерные для нас элементы, и всё же он не похож на другие наши записи. В общем, это новая глава в истории Alice in Chains, и я думаю, она будет большой»[10]. В журнале Guitar World он сравнил новую работу с предыдущей пластинкой: «На мой взгляд, Black Gives Way to Blue стал квинтэссенцией нашего стиля. Надеюсь, новый альбом станет тем же»[11]. Кантрелл также дал интервью американскому журналу Rolling Stone: «Мы создали уникальную запись, которая полностью отличается от всего, что мы когда-либо делали. Он показывает особый период нашей истории. Вы можете видеть рост группы, то, что она движется вперёд по новой территории, но не теряя своей уникальности»[12].

Новая пластинка демонстрировала хорошо знакомое поклонникам группы хеви-металлическое звучание. Она не выглядела устаревшей, а напротив, являлась типичным представителем жанра, напоминая осовремененное звучание Black Sabbath первой половины 1970-х годов — «эпичное, масштабное, ведомое гитарными риффами и с огромной скорбью в качестве основной темы»[r 1]. Так как основным творческим лидером группы всегда был Джерри Кантрелл, Alice in Chains удалось сохранить свой фирменный стиль. Пластинка вышла ещё более тяжёлой и медленной, чем Black Gives Way to Blue, более близкой к стоунер-року, насыщенной металлическими риффами, резкими гитарными соло и вокальными гармониями двух фронтменов[r 2]. The Devil Put Dinosaurs Here называли «стилистической кульминацией» более чем двадцатилетней карьеры группы, в которой тяжёлые и мрачные композиции («Hollow», «Lab Monkey», «Stone», «Phantom Limb») соседствовали с более спокойными и среднетемповыми («Voices», «Scalpel»)[r 3].

С другой стороны, новый альбом вышел слишком ожидаемым и предсказуемым. Джерри Кантрелл довёл до совершенства написание мрачных композиций с гитарными риффами и гармонизированным вокалом, которые определяли эстетику группы ещё в начале 1990-х, однако новые песни стали парафразом старых, не подвергаясь влиянию каких-то новых веяний. The Devil Put Dinosaurs Here стал своеобразной квинтэссенцией стиля Alice in Chains, логичным продолжением альбомов группы, выпущенных ещё во времена доминации гранжа[r 4]. В журнале Spin новую пластинку назвали более хорошей, но и более «плоской» по сравнению с предыдущей. На ней не было хитов, подобных «Check My Brain» или «Your Decision». Альбом не демонстрировал ничего нового, в отличие от остального каталога группы, а лишь эксплуатировал уже известные элементы (например, ток-бокс на «Lab Monkey» или любимые Кантреллом гитарные шумы на «Pretty Done» и «Stone»)[r 5]. Alice in Chains превратились в «коммерческое сочетание The Beatles и хэви-метала», более жизнерадостное по сравнению с печальными Dirt и Jar of Flies[r 6]. Постоянные самоповторы и самоцитирования становились утомительными, и даже вокальные гармонии, традиционно считавшиеся сильной стороной группы, использовались настолько часто, что песни «размывались» и терялись акценты. Если предыдущая пластинка, первая в новом составе, воспринималась как выброс накопленной за многие годы энергии, то новая была более однообразной и тщательно выверенной[r 7].

Меньше всего претензий было к инструментальной составляющей альбома, за которую практически в одиночку отвечал гитарист Джерри Кантрелл. Его исполнительский стиль был сформирован под влиянием многих известных гитаристов, начиная с Эйса Фрэйли из Kiss, и заканчивая Ангусом Янгом, Эдди Ван Халеном или Тони Айомми, а в качестве автора он ориентировался на The Beatles, Элтона Джона или Fleetwood Mac[7]. Гитарные соло на альбоме в исполнении Кантрелла не отличались высокой сложностью или длительностью; они носили минималистичный характер, подобно сдержанному стилю Дэвида Гилмора[r 3]. Гитарист стремился сделать их достаточно энергичными, но при этом незамысловатыми, и подбирал мелодии для гитары так же тщательно, как и вокальные партии. Кантрелл часто использовал бенды, как в сольных партиях, так и в основных гитарных риффах, позаимствовав этот приём у Тони Айомми. Уильям Дюваль также внёс свой вклад в звучание инструментов, придумав и исполнив соло к песне «Phantom Limb». В то же время, большинство гитарных партий на альбоме было придумано Кантреллом, а Дюваль лишь исполнял некоторые из них во время концертных выступлений[7].

В отличие от предыдущей пластинки, в этой голос Уильяма Дюваля чаще выходил на первый план. Тем самым его высокий и более носовой вокал сочетался с более низким голосом Кантрелла, напоминая взаимодействие Стэйли и Кантрелла из более ранних альбомов группы. В то же время, лидирующая роль Кантрелла в распределении вокальных партий оставалась без изменений и не вызывало сомнений, что задача Дюваля — не заменить Стэйли в качестве полноценного фронтмена, а скорее поддерживать Кантрелла[r 8]. Если после выхода предыдущего альбома музыкальная общественность положительно встретила нового вокалиста, то в этот раз восторженные отзывы о дуэте Кантрелла и Дюваль перемежались с критикой. В журнале Vulture Hound отметили, что сочетание голосов вокалистов осталось уникальным, однако стала более очевидной техническая ограниченность Кантрелла. Его диапазон был несопоставим с вокальными данными Стэйли, отчего в голосе чувствовалось ощутимое напряжение[r 9]. Кроме того, голоса Кантрелла и Дюваля отличались не настолько сильно, отчего терялся неповторимый контраст, характерный для ранних Alice in Chains. При многократном прослушивании песен этот стиль слишком приедался и начинал раздражать[r 9]. Критике подвергся не только Кантрелл, но и Уильям Дюваль. The Devil Put Dinosaurs Here продемонстрировал, что новый фронтмен не обладал столь же выдающимся и мощным вокалом, что и Лейн Стэйли. Он стал хорошим выбором для группы, чтобы вернуться на сцену, но его голос не обладал той же грубостью и «неотёсанностью», которая изначально вывела Alice in Chains на высочайший уровень[r 10].

Тексты песен

По словам музыкантов, как и в предыдущих альбомах, слова новых песен являлись отражением того состояния, в котором пребывала группа. Alice in Chains удалось оправиться от горечи потери вокалиста Лейна Стэйли вместе с выпуском предыдущего альбома, однако и выпуску нового предшествовала череда неприятных событий. Помимо травмы гитариста, в марте 2011 года стало известно о смерти бывшего бас-гитариста группы Майка Старра, погибшего от передозировки наркотиков[5].

Одним из главных отличий The Devil Put Dinosaurs Here от предыдущих работ группы стало обращение к политическим темам. Ранее тексты Alice in Chains описывали внутренний мир лирических героев, их переживания и внутреннюю борьбу. Теперь же в творчестве группы появилась внешняя направленность, начали затрагиваться социально-политические вопросы, а также темы религии и экстремизма[r 11][r 12]. Заглавная композиция «The Devil Put Dinosaurs Here» была посвящена радикальной религиозности, вере людей в иррациональные объяснения и скептическому отношению к науке. Cтрока «Дьявол придумал динозавров» являлась отсылкой к маргинальной христианской теории, согласно которой силы зла закопали в землю кости динозавров, чтобы внушить людям, будто возраст Земли превышает шести тысяч лет и Бога не существует[5]. Следующая за ней — «Иисус не любит педиков» — в свою очередь, осуждала отношение верующих к сексуальным меньшинствам. Кантрелл признавал, что темы политики и религии являлись не лучшим предметом для спора, однако же нашли отражение на альбоме. Он не критиковал религию как таковую, но подчёркивал, что люди исковеркали наилучшие побуждения, лежащие в её основе, превратив её в источник боли и ненависти[3]. Ключевой строчкой песни он называл: «Никаких проблем с верой, это всего лишь страх»[13]. Во время записи пластинки музыканты следили за президентскими выборами 2012 года и обсуждали высказывания представителей христианских партий ультраправого крыла, удивляясь тому, каким небылицам могут верить люди; в конечном счёте подобные разговоры и привели к написанию заглавной песни альбома[5]. Тема религии была не чужда музыкантам в том числе потому, что Уильям Дюваль был бакалавром философии и специализировался на религии, а Джерри Кантрелл в юношеские годы состоял в церковном хоре[14][n 2].

Остальные тексты не содержали единственно верного толкования и были открыты для различных интерпретаций[5]. Джерри Кантрелл намеренно уклонялся от прямых ответов на вопросы о значении новых песен: «Я ненавижу препарировать их для вас. Мне не нравится расставлять всё по полочкам, от А до Я, вот почему я помещаю это в свои песни. Мне проще излагать свои мысли таким образом, сохраняя песни достаточно личными и скрывая от вас значения, которые вы никогда не узнаете, но оставляя их достаточно общими, чтобы вы вложили в них свой смысл»[5]. Его тексты были пропитаны грустью и выражали чувство неудовлетворённости: «Я больше не хочу развлекать тебя. Ты никогда не был(а) моей, так как я могу тебя потерять?» («Pretty Done»), «Почему мой потолок — это чей-то пол?» («Low Ceiling»)[5]. Хотя предыдущий альбом Black Gives Way to Blue и стал возможностью выплеснуть накопленные за 14 лет эмоции, на новой пластинке всё ещё остались катарсистические настроения, как, например, в дебютном сингле «Hollow», описывающем чувство внутренней пустоты[15].

Среди прочих песен выделялась «Phantom Limb», написанная Уильямом Дювалем. Она начиналась со слов: «Нет надежды на спасение, я заперт здесь в одиночку. Если я не вырою себе путь наружу, то умру». Ситуацию в песне была вдохновлена сюжетом фильма «127 часов», в котором рассказывалось об альпинисте, попавшем в ловушку и вынужденном ампутировать себе кисть для спасения. В припеве пелось: «Я буду преследовать тебя, будто фантомная боль». В журнале Kerrang! провели параллели с ситуацией, в которой оказался сам Дюваль, присоединившись к Alice in Chains. К музыканту было приковано пристальное внимание и он постоянно подвергался сравнению с предыдущим фронтменом Лейном Стэйли[5]. Сам Дюваль признавал, что эта песня напоминала ему о тех временах, когда он только присоединился к группе и терзался сомнениями по поводу правильности решения. В то же время, он обращался к теме «выживания», которая присутствовала в творчестве Alice in Chains и ранее, в дополнение к куда более часто встречавшимся темам «разложения и смерти»: «Эта песня о том, что нужно бороться до последнего вздоха. И даже если ты умрёшь, твоему духу будет что сказать»[15].

Список песен

1. Песня «Hollow» демонстрировала более агрессивное звучание группы и поэтому была выбрана в качестве дебютного сингла[9]. К моменту выхода альбома композиция уже была хорошо знакома слушателям, имея более полутора миллионов просмотров видеоклипа на YouTube[r 1]. Песня начиналась с грязного звучащего тяжёлого риффа[7], неторопливые куплеты перетекали в припев с изменённым размером, а кульминацией становился рефрен в исполнении Кантрелла и Дюваля: «Тишина, такая громкая. Тишина, я не понимаю, что со мной происходит»[r 8]. Длинная и завораживающая композиция с запоминающимся припевом напоминала «A Looking in View» с предыдущего альбома[r 7]. «Как всегда, музыка группы идеально подходит в качестве аккомпанемента Данте, путешествующему по Аду, где сладкие и ядовитые гармонии принадлежат падшим ангелам» — писали о песне в онлайн-журнале Louder Sound[r 8]. В журнале Spin песню назвали одной из лучшей на альбоме, выделив запоминающийся рефрен, который «невозможно спеть» и который мог прийти в голову только Кантреллу и его партнёру[r 5]. Уильям Дюваль также включил «Hollow» в тройку любимых песен с альбома, подтвердив, что во время концертных выступлений исполнять её — одновременно петь и играть на гитаре — довольно сложно[8].

2. Рабочим названием песни «Pretty Done» было «Hillibilly Highrise»[8]. Она содержала целый ряд гитарных слоёв, включая одну дорожку с аккордами баррэ, а также ещё одну — с назойливым гитарным бендом, который Джерри Кантрелл сравнивал с «бренчанием деревенщины на варгане»[7], а в журнале Rolling Stone назвали «плачем» в стиле My Bloody Valentine[r 13]. Такая подтяжка струн в риффах была характерной для Кантрелла и неоднократно встречалась в более ранних песнях («Check My Brain», «It Ain’t Like That» или «What The Hell Have I»)[8]. Вместе с вокалом, который дублировал и дополнял гитарную мелодию, у слушателя создавалось ощущение дискомфорта[8]. В середине композиции находились гармонические гитарные партии, характерные для групп Thin Lizzy или Iron Maiden; на концертах Кантрелл и Дюваль исполняли их дуэтом[7]. В песне ощущалось влияние прог-рока, а отдельные её фрагменты напоминали творчество Hawkwind[r 1].

3. Следующую песню «Stone» Уильям Дюваль называл «вводящей в транс»[8]. Она была похожа по структуре на открывающую альбом «Hollow», начиналась с «сэббэтовского» баса и продолжалась повторяющимся набором аккордов и риффов[r 1]. Голоса Кантрелла и Дюваля звучали поочерёдно, сливаясь воедино в ключевых строчках песни. Помимо гитарного соло во второй части песни, на всём её протяжении Кантрелл исполнял короткие гитарные вставки; этот приём в дальнейшем использовался и на других композициях с альбома[r 1]. Мощное музыкальное наполнение сопровождалось эмоциональным текстом: «Почему ты хочешь вырезать на мне свои инициалы?»[r 7]. На сайте No Ripcord «Stone» назвали блестящей композицией, содержащей в себе то, что отличало Alice in Chains от других групп девяностых: умение исполнять медленные и зловещие песни, сохраняя их динамику и красоту[r 14].

4. Набор тяжёлых песен прерывает более спокойная и «сладко звучащая» «Voices». Изначально композиция исполнялась Кантреллом на баритон-гитаре с пониженным строем, после чего к ней добавилась партия Дюваля, игравшего на Gibson Hummingbird, а также несколько дорожек, исполненных на акустических гитарах Guild[8]. На сайте Consequence of Sound «Voices» с припевом «Все слышат голоса в моей голове» назвали лучшей песней альбома: «Это тот момент, когда камера проходит в ушную раковину и мы видим, какая химия действительно происходит в чьей-то голове»[r 15]. В журнале Spin также выделили «Voices», звучащую как «акустический глэм-рок в исполнении AC/DC». Её назвали первым за два альбома проявлением индивидуальности Уильяма Дюваля, добавившего в припев вокальные подпевки в стиле пауэр-поп, чего никогда не сделал бы Лейн Стэйли[r 5]. Из-за акустической аранжировки песню неоднократно называли идеальным кандидатом для ротации на радио[r 7][r 14][r 16]; в конечном счёте песня действительно была выпущена в качестве третьего сингла[16].

5. Заглавная песня «The Devil Put Dinosaurs Here» была написана в ответ на «отвратительные поступки, которые люди совершают из-за своих убеждений»[8]. Песня начинается с завораживающего гитарного вступления, но постепенно превращается в эпическую композицию с грандиозным гитарным соло, завершаясь в роковом стиле под аккомпанемент барабанной партии[r 16]. На сайте Bloody Disgusting отметили ближневосточный колорит песни, возможно, имеющий отношение к консервативным религиозным верованиям[r 17].

6. Основной рифф к песне «Lab Monkey» родился в ходе саундчека перед концертом в Монмуте, Нью-Джерси. Басовая партия, которая исполнялась с добавлением эффекта дисторшн, напоминала стиль Гизера Батлера из Black Sabbath[8], а в самой песне обнаруживались отсылки к «Electric Funeral»[r 1]. Гитарное соло исполнялось с использованием эффекта ток-бокса, который Джерри Кантрелл неоднократно использовал на предыдущих пластинках Alice in Chains (например, в песнях «Man in the Box» и «Rotten Apple»)[8], и имитировало голос страдающей обезьяны[r 17]. Сочетание плотного баса, выразительных барабанов и гитарных пассажей делало песню схожей с творчеством Primus[r 17]. В журнале Spin «Lab Monkey» назвали центральной композицией альбома, на которой группа «выжимает свежий сок из старых риффов и гармоний»[r 5].

7. Песня «Low Ceiling» была написана под влиянием классических рок-исполнителей, начиная от Элтона Джона и заканчивая Crosby, Stills and Nash[8]. Песня выделяется «клаустрофобным» текстом, принадлежащим Кантреллу: «Это я такой большой или комната такая маленькая? Почему мой потолок — это чей-то пол?»[r 8]. Эта песня, как и следующая за ней «Breath on the Window», исполнены на более высокой скорости, придавая среднетемповому альбому необходимую динамику[r 16].

8. Композиция «Breath on a Window» примечательная проигрышем, характерным для Black Sabbath или Lynyrd Skynyrd, за которым следует эпическое завершение в стиле семидесятых[8]. В то время, как музыка затихает, Джерри Кантрелл повторяет «Я бы отпустил тебя, но ты всегда на моём пути. Я наношу тебе ущерб. Я — твой вчерашний шрам»[r 8]. В журнале Spin также обратили внимание на прог-роковый бридж в середине композиции, сравнив его с альбомом Leaves Turn Inside You пост-хардкорной группы Unwound[r 5].

9. Более спокойная композиция «Scalpel» исполняется под аккомпанемент аккордов акустической гитары и акустического баса, но также содержит несколько гитарных проигрышей в исполнении Уильяма Дюваля[8]. В песне поётся об уроках, которые преподаёт жизнь, а кульминацией становится фраза из припева: «Я уже проходил по этому пути. Это всё ложь»[r 15]. «Scalpel» стала одной из первых композиций Alice in Chains, в которой явно ощущается влияние кантри-музыки, хотя первые подобные эксперименты Кантрелл уже совершал на своём сольном альбоме. На сайте PopMatters её назвали лучшей акустической композицией на альбоме[r 8]. В журнале Record Collector «Scalpel» сравнили с творчеством Nickelback[r 6], а на сайте AllMusic провели провели с мини-альбомом Jar or Flies, отметив «пожалуй, самую богатую мелодию с альбома, которая звучит как песня, а не просто скрежет»[r 18].

10. «Phantom Limb» является одной из наиболее тяжёлых и мрачных композиций на пластинке[r 14]. Песня начинается с тяжёлого риффа, характерного для метала, однако в дальнейшем выходит за пределы жанра[8]. Базовая идея была придумана группой в Лос-Анджелесе, но идея песни о человеке, который оказался в ловушке, принадлежала Уильяму Дювалю. Он же придумал текст и вокальную аранжировку, а также исполнил гитарное соло в студии[17]. В отличие от большинства песен Alice in Chains, текст «Phantom Limb» получился менее пессимистическим и обречённым, демонстрируя стремление к выживанию[8]. В журнале Rolling Stone эту песню назвали выдающимся фрагментом альбома, «который заставляет вспоминать Лейна Стэйли с чувством гордости выжившего»[r 13].

11. Основной рифф к песне «Hung on a Hook» был придуман во время европейского тура Alice in Chains. Группа вначале записала инструментальную композицию и уже после была добавлена вокальная партия. Композиция завершается повторяющимся гитарным риффом, который был написан Джерри Кантреллом в качестве вступления к концертам тура Blackdiamondskye в 2010 году[8]. В онлайн-журнале Louder Sound отметили схожесть структуры и атмосферы с композицией «Down in a Hole»[r 1], а на сайте Metal Injection её неторопливое и спокойное настроение сравнили с бриджем в середине другой песни Alice in Chains «Sickman»[r 7].

12. В песне «Choke» группа использовала большое количество различных гитар, начиная от акустических Guild и Gibson для аккордового аккомпанемента, Telecaster и Gibson SG для гитарных проигрышей, а также G&L и Les Paul для более «электрической» партии в середине композиции[8]. На сайте PopMatters отметили, что из-за своего содержания песня могла быть только последней на альбоме, а её меланхолическое настроение и сочетание акустического и электрического звучания создавали подходящее ощущение завершённости[r 8].

Выпуск альбома

В декабре 2012 года Джерри Кантрелл объявил об окончании работ над новым альбомом[18]. Начиная с 6 декабря на протяжении десяти дней группа публиковала фрагменты текста новой песни «Hollow», призывая поклонников публиковать в Instagram и Twitter изображения, вдохновлённые новой композицией. 15 декабря фрагмент композиции был размещён на сайте Amazon.com, а 18 декабря она стала доступной для прослушивания целиком на сайте Alice in Chains[19][20]. 13 февраля 2013 года на сайте Alice in Chains было опубликовано сообщение: «Расшифруй прошлое, чтобы открыть будущее». Вместе с ним в случайном порядке были опубликованы буквы, из которых состояло название предстоящего альбома: «H V L E N T P S U S D A H I E E O E D T I U R R»[21]. На следующий день группа сообщила о правильном названии альбома — «The Devil Put Dinosaurs Here»[6]. 21 марта было объявлено о том, что альбом будет выпущен в мае 2013 года, а также была опубликована обложка пластинки[22].

За неделю до запланированного выхода альбома в сеть просочилась его пиратская копия. Музыканты группы узнали об этом, когда находились в Чикаго вместе с Ларсом Ульрихом из Metallica. За первый день было зарегистрировано более 300 тысяч скачиваний. Для группы, которая привыкла к записи альбомов на магнитную плёнку и распространению компакт-дисков, это стало неожиданным и неприятным опытом. Джерри Кантрелл признавался: «Незаконное скачивание и социальные медиа — это то, с чем мы никогда не сталкивались ранее. Нам нужно было ко многому привыкнуть, и многое из этого было дерьмом, к которому я не хотел привыкать»[6].

Альбом вышел на лейбле Capitol Records и поступил в продажу 28 мая 2013 года[23]. За первую неделю в США было продано 62 тыс. копий пластинки. The Devil Put Dinosaurs Here дебютировал на втором месте в хит-параде Billboard 200, что стало наилучшим результатом для Alice in Chains начиная с 1995 года, когда главный американский чарт возглавил одноимённый альбом группы[24][v 1].

В поддержку альбома было выпущено три сингла. В январе 2013 года «Hollow» вышла в качестве первого официального сингла, на неё был снят видеоклип[6]. Песня быстро стала популярной, поднявшись на вершину американских хит-парадов Billboard Mainstream Rock и Active Rock[25]. 25 марта 2013 года вышел второй сингл с альбома, песня «Stone», также оказавшись на вершине чартов[26]. 10 апреля Alice in Chains впервые исполнили новые песни «Stone» и «Hollow» на телевизионном шоу «Джимми Киммел в прямом эфире»[27]. 18 апреля был опубликован видеоклип на песню «Stone», режиссёром которого также стал Роберт Шобер[28]. 26 июля 2013 года в качестве третьего сингла с альбома была выпущена песня «Voices»[16]. Композиция достигла третьего места в хит-параде Mainstream Rock[29]. 5 сентября вышло сразу два новых видеоклипа, снятых на песни «Voices» и «The Devil Put Dinosaurs Here»[30].

Название и обложка

  В оформлении альбома использовались коллажи, в которых изображения черепов динозавров образовывали «дьявольские лица».

Название альбома «The Devil Put Dinosaurs Here» высмеивало теорию креационистов, согласно которой Дьявол закопал кости динозавров, чтобы подвергнуть сомнению веру людей в Бога. В преддверии выхода альбома Джерри Кантрелл и Шон Кинни объяснили, что этим они пытались спровоцировать сторонников религиозных убеждений: «Они могут верить в эту штуку с динозаврами, но и мы можем попросить их дать свои пояснения». Участники группы считали безумством религиозные призывы, из-за которых фанатики взрывали себя и окружающих только потому, что те не разделяли их веру. «The Devil Put Dinosaurs Here… описывает всё то дерьмо, которое мы делаем по отношению друг другу из-за разных убеждений» — отмечал Кантрелл[6][31].

«Спорим, никто ещё не называл так свой альбом? Но разве рок-музыка не должна служить встряской? Когда это рок стал политкорректным? Я пропустил этот момент» — шутил Шон Кинни[32].

На обложке альбома был изображён череп трицератопса на красном фоне. Уже на следующий день после её публикации пытливые пользователи Интернета обнаружили на ней ещё один едва заметный уровень — отражённую зеркально фотографию с черепом динозавра, при наложении которой на основное фото получалось изображение Дьявола[22][33]. Уже после выхода альбома его вкладыш содержал совмещённое изображение зелёного и красного черепов, создающее аналогичный эффект[34]. Кроме того, европейское виниловое издание пластинки содержало ещё несколько зловещих коллажей, созданных с использованием фотографий других черепов динозавров[35].

Видеоклипы

  Кадры из видеоклипов «Hollow», «Stone», «The Devil Put Dinosaurs Here», «Voices» и «Phantom Limb».

Один из поклонников группы опубликовал в Instagram самодельное видео с текстом песни, набравшее более миллиона просмотров. Режиссёр Роберт Шобер по прозвищу «Roboshobo», известный сотрудничеством с Metallica, Deftones и Mastodon, снял на эту же композицию концептуальный видеоклип с научно-фантастическим сюжетом[6]. В клипе изображён космонавт, находящийся на космической станции, ежедневно повторяющий рутинные операции и постепенно теряющий связь с реальностью[36]. Видеоряд содержит отсылки к кубриковскому «Сиянию» и «Космической одиссее 2001 года»[37]. Группа осталась довольна обоими вариантами, разместив их на своём Youtube-канале[6][v 2][v 3].

Подобно псевдодокументальному фильму «The Nona Tapes», выпущенному в 1995 году и представлявшему Джерри Кантрелла в роли журналистки Ноны Вайсбаум, в этот раз группа также выпустила юмористическое видео в поддержку альбома[14]. Видео получило название «AIC 23» и было снято телекомпанией Funny or Die, а также размещено на их официальном сайте[38]. Согласно сюжету, профессор Алан Пул Маклард пытается снять документальный фильм об Alice in Chains и берёт интервью у тех, кто был вдохновлён их творчеством. Среди его собеседников — Унта Глибен Глаббен Глоббен из группы «Некроботика», Донни Доллархайд-младший из группы «Поющие Доллархайды», Неста Кливленд и блогер Стэнли Айзен, а также Ким Тайил, Майк Маккриди, Ларс Ульрих и Роб Трухильо, Дафф Маккаган, Энн и Нэнси Уилсон и другие известные музыканты[39][14][v 4] .

Для песни «Stone», вышедшей в качестве второго сингла, также было выпущено два видеоролика. Вначале группа опубликовала видео с текстом песни, появлявшимся на фоне таявшего льда, деревьев, опавших листьев и реки с камнями, в которой лежит тело девушки[40]. После этого вышло полноценное официальное видео, снятое Робертом Шобером. В нём была изображена группа, играющая посреди каменной пустыни, а также местные жители, безуспешно пытающиеся вывезти из неё огромные валуны[41][v 5][v 6].

Третий сингл «Voices» также сопровождался выпуском двух видеороликов. В начале вышел клип с со словами песни, в центре которого находился загадочный персонаж в спортивном худи, чьё лицо было скрыто. Его появление сопровождалось вопросами «Кто я? Это я? Я один?», за которыми следовал остальной текст[42][v 7]. Вслед за этим группа в один день опубликовала сразу два официальных видеоклипа. Первый из них — на песню «Voices» — был также снят Робертом Шобером. В нём была показана группа, выступающая на фоне неоновых надписей со строками песни, расположенных в разных частях Сиэтла[43][v 8]. Автором второго видео, снятого на заглавную песню альбома «The Devil Put Dinosaurs Here», стал режиссёр Трэвис Хопкинс. В нём было представлено психоделическое детское телевизионное шоу, насыщенное жуткими образами: демоническим ведущим, пьяным клоуном, огромными игрушками и куклами, не развлекающими, а пугающими детей[43][44][v 9].

В октябре 2014 года группа выпустила видеоклип на песню «Phantom Limb», который стал частью «пакета» BitTorrent Bundle, предназначенного для распространения легального контента среди поклонников. Автором клипа также стал Роберт Шобер. В нём рассказывалось о двух мужчинах, один из которых нападает на другого в его собственном доме при загадочных обстоятельствах. Короткий семиминутный фильм завершался неожиданным поворотом сюжета[45][46][v 10].

Реакция критиков

Журналы

Рецензии
Журналы
Совокупная оценка
Источник Оценка
Metacritic 70/100[r 19]
Оценки критиков
Источник Оценка
The Skinny 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд [r 20]
Premier Guitar 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд [r 3]
Exclaim 7/10[r 11]
Kerrang! 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд [r 21]
Record Collector 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд [r 6]
NME 3,5 из 5 звёзд 3,5 из 5 звёзд 3,5 из 5 звёзд 3,5 из 5 звёзд 3,5 из 5 звёзд [r 22]
Spin 6/10[r 5]
Total Guitar 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд [r 23]
Q 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд [r 24]
Rolling Stone 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд [r 13]

Пятый альбом Alice in Chains привлёк большое внимание специализированных печатных периодических изданий. Одна из первых рецензий появилась в британском журнале The Skinny 8 мая 2013 года, за несколько недель до официального релиза. Дэйв Керр оценил альбом на четыре звезды из пяти, назвав «достойным дополнением каталога группы»[r 20]. Джордан Вагнер из американского журнала Premier Guitar отметил, что хотя пластинка уступает в агрессии раннему творчеству группы (Facelift, Dirt) и не может сравниться с Black Gives Way to Blue по количеству запоминающихся мелодий, но всё же является «фантастическим альбомом с множеством захватывающих моментов»[r 3]. Обозреватель канадского журнала Exclaim обратил внимание на изменение лирической направленности группы, назвав альбом «более зрелым и вдумчивым воплощением неоспоримо мощной эстетики Alice in Chains»[r 11]. В Kerrang! была опубликована «четырёхзвёздочная» рецензия, где альбом призвали переслушать несколько раз: «Поначалу он может не впечатлить, но рано или поздно это произойдёт»[r 21]. Майкл Браун (Total Guitar) заключил, что хотя некоторые песни и терялись среди обилия среднетемповых композиций, однако в целом группе удалось избежать «проклятия второго альбома»[r 23]. Наконец, Барри Николсон из британского журнала NME радостно заметил, что «камбэк 2009 года не был случайностью»[r 22].

В то же время, в ведущих музыкальных изданиях к новой работе Alice in Chains отнеслись более критично. Джон Долан из Rolling Stone оценил альбом на три звезды; по его мнению, группа представляла собой «гранжевых ископаемых», Уильяму Дювалю недоставало таланта, присущего Лейну Стэйли, а на первый план вышла гитара Джерри Кантрелла, ставшая заменой полноценному ведущему вокалу[r 13]. В журнале Q альбом удостоился аналогичной оценки; критики отметили, что The Devil Put Dinosaurs Here «скроен по тем же лекалам», что и классический Dirt[r 24]. Дэн Вайс из журнала Spin посвятил альбому огромную статью, в которой подробно прошёлся по предыдущим альбомам группы и заключил: «На этом альбоме ничего нового, однако же ему нет аналогов в старом каталоге Alice in Chains, потому что раньше они были значительно более странными, чем мы их помним»[r 5]. В британском журнале Record Collector альбом также заслужил всего три звезды: «Вот что происходит, когда повзрослевшие мужчины изгоняют демонов своего детства и дают волю более оптимистичным музыкальным пристрастиям» — предположил Джоэл Макайвер[r 6]. Ли Хэйзел (Vulture Hound) и вовсе обратил внимание на ограниченность музыкального диапазона Кантрелла, которая на этом альбоме стала более очевидной, а также на отсутствие ярких моментов даже по сравнению с предыдущей пластинкой. «Вам нужно что-то особенное, подталкивающее к краю пропасти; и хотя потребовалось целых два альбома, чтобы осознать наличие проблемы, я боюсь, что часть „чего-то особенного“ в Alice in Chains умерла одиннадцать лет тому» — с прискорбием заключил Хэйзел[r 9].

Музыкальные сайты

Рецензии
Музыкальные сайты
Оценки критиков
Источник Оценка
Louder 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд [r 1]
PopMatters 8/10[r 8]
The A.V. Club B-[r 2]
Loudwire 4,5 из 5 звёзд 4,5 из 5 звёзд 4,5 из 5 звёзд 4,5 из 5 звёзд 4,5 из 5 звёзд [r 16]
Metal Injection 7/10[r 7]
Bloody Disgusting 4,5 из 5 звёзд 4,5 из 5 звёзд 4,5 из 5 звёзд 4,5 из 5 звёзд 4,5 из 5 звёзд [r 17]
Consequence of Sound B-[r 15]
Pitchfork 5.9/10[r 25]
No Ripcord 9 из 10 звёзд 9 из 10 звёзд 9 из 10 звёзд 9 из 10 звёзд 9 из 10 звёзд 9 из 10 звёзд 9 из 10 звёзд 9 из 10 звёзд 9 из 10 звёзд 9 из 10 звёзд [r 14]
Melodic 3,5 из 5 звёзд 3,5 из 5 звёзд 3,5 из 5 звёзд 3,5 из 5 звёзд 3,5 из 5 звёзд [r 10]
Sputnikmusic 3.7/5[r 4]
AllMusic 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд 3 из 5 звёзд [r 18]

Вслед за журналами, на выход новой пластинки отреагировали обозреватели множества музыкальных сайтов. Одной из первых появилась рецензия в онлайн-журнале Louder Sound. Джон Хоттен оценил альбом на четыре звезды из пяти, назвав его «вдохновлённым Black Sabbath продолжением наименее ожидаемого возвращения в рок-музыке»[r 1]. Коул Уотермен из PopMatters поставил альбому настолько же высокую оценку. Он отметил, что избавившись от давления, возрождённой группе удалось обрести уверенность и «отправить призрак Лейна Стэйли на заслуженный покой»[r 8]. Обозреватель сайта The A.V. Club Энни Залески присвоила пластинке рейтинг B- и сочла её доказательством жизнеспособности группы после возвращения на рок-сцену[r 2]. Идентичную оценку альбом получил от Мэтта Мэлиса (Consequence of Sound), который отметил, что The Devil Put Dinosaurs Here — это просто хороший альбом, на котором группа избавилась от катарсиса предыдущей пластинки и Элтона Джона: «Спустя много лет Алиса всё ещё остаётся грязной девочкой. И мы бы не хотели, чтобы она менялась»[r 15]. В онлайн-журнале Loudwire альбому присвоили четыре с половиной звезды из пяти, отметив «гармонии, мрачность и исполнительское мастерство», которые делают его частью классического каталога группы[r 16]. На американском хоррор-сайте Bloody Disgusting новую работу Alice in Chains оценили так же высоко, назвав примером творческого роста даже после нескольких десятилетий существования группы[r 17]. Максимально приближенную к наивысшей отметку альбом заслужил на сайте No Ripcord: «Тот факт, что группа до сих пор, несмотря на трагические события в прошлом, производит аутентичную, бескомпромиссную музыку, которая остаётся столь же узнаваемой, как и раньше, является свидетельством творческого голода и проницательности группы… Это та „Алиса в цепях“, которую мы знаем и любим, и гранж определённо жив»[r 14].

Не все онлайн-издания восприняли пластинку настолько позитивно. На новостном сайте Metal Injection, посвящённом металу, посетовали на однообразность пластинки, не содержащей большого количества смен темпа или настроения: «Не то чтобы на альбоме есть плохие песни, каждая их них содержит собственные яркие фрагменты; но складывается впечатление, что группа находится в зоне комфорта, следуя собственной формуле»[r 7]. В онлайн-издании Melodic высоко отметили первую половину альбома, содержащую песни «Hollow» и «Stone», но с сожалением констатировали, что вторая половина лишена столь же выдающихся композиций и откровенно проседает[r 10]. На сайте Sputnikmusic альбом назвали слишком затянутым и однообразным, так что он производил худшее впечатление, чем не только предыдущая работа группы, но и дебютный соло-альбом Джерри Кантрелла Degradation Trip[r 4]. Одну из самых низких оценок — три звезды из пяти — The Devil Put Dinosaurs Here присвоили в музыкальной базе данных AllMusic. Стивен Эрлевайн назвал пластинку более «светлой», отметив её «цифровой блеск», который заставил Alice in Chains звучать более открыто и лишил присущего группе оттенка «клаустрофобии»[r 18]. Наконец, Стивен Дойснер из американского музыкального журнала Pitchfork поставил оценку 5.9 / 10: «В результате получается альбом, который кажется намного длиннее, чем и без того раздутые 70 минут, который часто хоронит свои самые интригующие идеи или растягивая их, или просто повторяя». В то же время, Дойснер признал, что на пластинке содержится несколько примечательных примеров того, каким должен быть мейнстримный рок в 2013 году, и она не выглядит настолько же натянутой и ненужной, как вышедший годом ранее альбом Soundgarden King Animal[r 25].

Газеты

Рецензии
Газеты
Оценки критиков
Источник Оценка
The Independent 3/5[r 26]
Montreal Gazette 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд [r 27]
Toronto Star 3 из 4 звёзд 3 из 4 звёзд 3 из 4 звёзд 3 из 4 звёзд [r 28]
Daily Record 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд 4 из 5 звёзд [r 29]

Помимо специализированых печатных и онлайн-изданий, альбом удостоился обзоров и в ежедневных газетах по всему миру. В британской The Independent новый альбом восприняли скептически: «В их смеси винтажа Black Sabbath и хмурого взгляда Сиэтла 1990-х присутствует неукротимость, но порой они просто топчутся на месте, как будто старый рестлер, неуклонно приближающийся к неизбежной судьбе, которая ещё хуже, чем просто окаменение»[r 26]. В другом британском издании — шотландском таблоиде Daily Record — новую работу Alice in Chains оценили на четыре звезды из пяти, назвав «интригующей» и «фантастической», как для ветеранов рок-сцены[r 29]. Крис Компанек из Washington Post воздержался от оценки, но также отметил, что альбом заставляет не только вспоминать о прошлых достижениях группы, но также с надеждой смотреть в будущее[r 30]. В Montreal Gazette альбом назвали «эпичным», даже несмотря на то, что Уильяму Дювалю досталась «самая незавидная должность в Сиэтле»[r 27], а в ещё одном канадском издании Toronto Star оценили на три звезды из четырёх, отметив фирменную атмосферу «мрака и грязи»[r 28]. На альбом обратили внимание в индийском издании The Hindu, обнаружив в нём наряду с несколькими хитовыми композициями целый ряд проходных и незапоминающихся песен, представляющих интерес только для убеждённых фанатов группы или сиэтлской сцены[r 31].

Награды и номинации

17 июня 2013 года в Великобритании состоялось вручение награды Golden Gods, учреждённой музыкальным журналом Metal Hammer. И хотя приз за лучший альбом достался новой пластинке Black Sabbath 13, Alice in Chains были удостоены награды «Икона»[l 1]. The Devil Put Dinosaurs Here также стал претендентом на звание «Лучшего альбома альтернативного метала» по версии вебзина Metal Storm, но набрал всего 36 голосов, в то время как победителю — третьему сольному альбому Джеймса Лабри Impermanent Resonance — отдали предпочтение 234 проголосовавших[l 2].

Усилия звукорежиссёров принесли альбому сразу две номинации. Сначала Пол Фигероа, Рэнди Стауб и Тед Йенсен за свою работу над The Devil Put Dinosaurs Here были выдвинуты на получение премии «Грэмми» в категории «Лучший звуковой дизайн альбома (неклассическая музыка)»; победа досталась четвёртому альбому французского дуэта Daft Punk Random Access Memories[l 3]. Рэнди Стауб также стал номинантом премии Juno Awards 2014 в категории «Звукоинженер года» за песню «Hollow», но уступил Эрику Ратцу, работавшему над дебютным альбомом канадской рок-группы Monster Truck[en] Furiosity[l 4].

В феврале 2014 года состоялась третья церемония вручения наград музыкального онлайн-журнала Loudwire. Alice in Chains отметились сразу в пяти номинациях: «Рок-альбом года» (The Devil Put Dinosaurs Here), «Рок-песня года» («Hollow»), «Рок-видеоклип года» («Hollow»), «Гитарист года» (Джерри Кантрелл) и «Рок-группа года» (Alice in Chains), но во всех из них группу постигла неудача[l 5]. Наконец, в апреле 2014 года Alice in Chains вошли в число претендентов на получение наград Revolver Golden Gods, однако также уступили в двух категориях: «Гитарист года» (Джерри Кантрелл) и «Песня года» («Hollow»)[l 6].

Год Награда Категория Номинант Результат #
2013 Metal Hammer Golden Gods Awards Икона Alice in Chains Победа [l 1]
Metal Storm Awards Лучший альбом альтернативного метала The Devil Put Dinosaurs Here Номинация [l 2]
2014 Grammy Awards Лучший звуковой дизайн альбома (неклассическая музыка) Пол Фигероа, Рэнди Стауб и Тед Йенсен, за альбом The Devil Put Dinosaurs Here Номинация [l 3]
Juno Awards Звукорежиссёр года Рэнди Стауб, за песню «Hollow» Номинация [l 4]
Loudwire Music Awards Рок-альбом года The Devil Put Dinosaurs Here Номинация [l 5]
Гитарист года Джерри Кантрелл Номинация
Рок-песня года «Hollow» Номинация
Рок-видеоклип года «Hollow» Номинация
Рок-группа года Alice in Chains Номинация
Revolver Golden Gods Awards Песня года «Hollow» Номинация [l 6]
Лучший гитарист Джерри Кантрелл Номинация

The Devil Put Dinosaurs Here был включён в список лучших рок- и метал-альбомов 2013 года по версии онлайн-журнала Noisecreep. Чад Чайлдерз поместил пластинку на седьмое место в рейтинге и отметил, что Alice in Chains хотя и не «изобрели колесо», но продемонстрировали, что находятся всё ещё в хорошей форме. Выпустив песни «Hollow» и «Stone», музыканты полностью удовлетворили ожидания поклонников группы[l 7]. Кроме этого, The Devil Put Dinosaurs Here возглавил список «Лучших рок-альбомов 2013 года», опубликованный на музыкальном сайте Loudwire. По мнению редакторов, «диск выдался очень актуальным, сохранив классическое звучание Alice in Chains, которое оказало влияние на легионы музыкальных групп за последние два десятилетия»[l 8].

Справочные данные

Хит-парады

Еженедельные чарты
Хит-парад (2013) Высшая позиция
  Австралия (ARIA)[c 1] 10
  Австрия (Ö3 Austria)[c 2] 13
  Бельгия/Валлония (Ultratop)[c 3] 33
  Бельгия/Фландрия (Ultratop)[c 4] 52
  Великобритания (UK Albums)[c 5] 22
  Венгрия (MAHASZ)[c 6] 28
  Германия (Offizielle Top 100)[c 7] 23
  Дания (Hitlisten)[c 8] 14
  Испания (PROMUSICAE)[c 9] 56
  Италия (FIMI)[c 10] 56
  Канада (Canadian Albums Chart)[c 11] 2
  Нидерланды (MegaCharts)[c 12] 52
  Новая Зеландия (Recorded Music NZ)[c 13] 12
  Норвегия (VG-lista)[c 14] 6
  США (Billboard 200)[c 15] 2
  США Top Alternative Albums[c 16] 1
  США Top Digital Albums[c 17] 5
  США Top Hard Rock Albums[c 18] 1
  США Top Rock Albums[c 19] 1
  США Top Tastemakers Albums[c 20] 2
  США Top Vinyl Albums[c 21] 13
  Финляндия (Suomen virallinen lista)[c 22] 6
  Швейцария (Schweizer Hitparade)[c 23] 11
  Швеция (Sverigetopplistan)[c 24] 35
iTunes Австралия (Top 100 Album Downloads)[c 25] 7
iTunes Великобритания (Top 100 Album Downloads)[c 26] 26
iTunes Германия (Top 100 Album Downloads)[c 27] 22
iTunes Испания (Top 100 Album Downloads)[c 28] 15
iTunes Италия (Top 100 Album Downloads)[c 29] 11
iTunes Канада (Top 100 Album Downloads)[c 30] 2
iTunes США (Rock Albums)[c 31] 1
iTunes США (Top 100 Album Downloads)[c 32] 3
iTunes Франция (Top 100 Album Downloads)[c 33] 58
Годовой хит-парад
Год Хит-парад Позиция
2013   США Billboard 200 188[c 34]
Синглы
Год Сингл Высшая позиция
US Alt[c 35] US Rock[c 36]
2012 «Hollow» 23 1
2013 «Stone» 1
«Voices» 3
«—» обозначает релизы, которые не попали в чарт или не были выпущены в этой стране

Список композиций

Автором большинства композиций является Джерри Кантрелл[47][n 3][n 4].

Название Автор Перевод Длительность
1. «Hollow» Кантрелл «Пуст» 5:41
2. «Pretty Done» Кантрелл «Чертовски измотан» 4:35
3. «Stone» Кантрелл «Камень» 4:22
4. «Voices» Кантрелл «Голоса» 5:42
5. «The Devil Put Dinosaurs Here» Кантрелл, Айнез, Кинни «Дьявол положил сюда динозавров» 6:38
6. «Lab Monkey» Кантрелл «Подопытная обезьянка» 5:58
7. «Low Ceiling» Кантрелл, Кинни, Айнез «Низкий потолок» 5:15
8. «Breath on a Window» Кантрелл «Дышать на окно» 5:19
9. «Scalpel» Кантрелл, Кинни, Айнез «Скальпель» 5:21
10. «Phantom Limb» Дюваль, Кантрелл, Кинни, Айнез «Фантомная боль» 7:07
11. «Hung on a Hook» Кантрелл «На крючке» 5:34
12. «Choke» Кантрелл, Кинни, Айнез «Подавись» 5:44

Участники записи

Alice in Chains
Технический персонал
  • Продюсеры: Ник Рэскаленикс и Alice in Chains.
  • Звукорежиссёр: Пол Фигероа (Henson Studios, Лос-Анджелес).
  • Микширование: Рэнди Стауб (Henson Studios, Лос-Анджелес).
  • Мастеринг: Тэд Йенсен (Sterling Sound, Нью-Йорк).
  • Менеджмент группы: Velvet Hammer Music and Management Group, Susan Silver Management.
  • Бронирование (Северная Америка): Йон Плитер, ICM.
  • Бронирование (остальной мир): Джон Джексонб CEO K2 Agency Ltd.
  • Юристы: Питер Патерно, Kings Holmes Paterno & Berliner, LLP.
  • Бизнес-менеджмент: David Weise & Associates.
  • A&R-администрация: Ронетт Боуи, Райан Дельвеккио.
  • Маркетинг: Боб Симанович.
  • Креативный директор: Николь Франц.
  • Арт-директор и дизайнер: Райн Кларк, Invisible Creature, Inc.
  • Фотографы: Kabacchi & Ballista[48].

Примечания

Комментарии
  1. Похожее звучание можно услышать на песне «All Alone», вышедшей на единственном альбоме Above (1995) супергруппы Mad Season, в которой принимал участие бывший вокалист Alice in Chains Лейн Стэйли. Гитарист Майк Маккриди случайно оставил включённым звукосниматель на втором грифе и обнаружил примечательные обертоны, напоминавшие звук органа.
  2. Григорианское пение существенно повлияло на вокальный стиль Кантрелла и легло в основу многоголосых гармоний, ставших на долгие годы фирменной особенностью Alice in Chains.
  3. Порядок и длительность композиций указаны в соответствии с официальным сайтом группы.
  4. Список и порядок авторов песен взят из выходных данных европейского издания альбома.
Рецензии
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Jon Hotten. Alice In Chains: The Devil Put Dinosaurs Here. Louder (англ.). loudersound.com (22-05-2013). — Rock’s most unlikely comeback continues in impressive style with Sabbath-inspired album.. Дата обращения: 13 октября 2020.
  2. 1 2 3 Annie Zaleski. Alice In Chains: The Devil Put Dinosaurs Here (англ.). music.avclub.com (28-05-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  3. 1 2 3 4 Jordan Wagner. Album Review: Alice In Chains – “The Devil Put Dinosaurs Here” (англ.). premierguitar.com (20-05-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  4. 1 2 3 Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here (album review 5). Sputnikmusic (англ.). sputnikmusic.com (01-06-2013). Дата обращения: 15 октября 2020.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Dan Weiss. Alice in Chains, ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ (Virgin). SPIN (англ.). spin.com (06-06-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  6. 1 2 3 4 Joel McIver. The Devil Put Dinosaurs Here — Record Collector Magazine (неопр.). recordcollectormag.com (05-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 J. Andrew. Album Review: ALICE IN CHAINS The Devil Put Dinosaurs Here (англ.). metalinjection.net (28-05-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Cole Waterman. Alice in Chains: The Devil Put Dinosaurs Here — PopMatters (неопр.). popmatters.com (27-05-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  9. 1 2 3 Lee Hazell. Alice in Chains – The Devil Put Dinosaurs Here (Album Review) — VultureHound Magazine. Entertainment & Wrestling (англ.). vulturehound.co.uk (25-06-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  10. 1 2 3 Johan Wippsson. Alice in Chains – The Devil Put Dinosaurs Here (неопр.). Melodic. Дата обращения: 31 марта 2013. Архивировано 16 июня 2013 года.
  11. 1 2 3 Natalie Zina Walschots. Alice in Chains The Devil Put Dinosaurs Here (англ.). exclaim.ca (24-05-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  12. Stephen Daultrey. Alice in Chains: The Devil Put Dinosaurs Here (англ.) // Bizarre Magazine : журнал. — 2013. — P. 106.
  13. 1 2 3 4 Jon Dolan. Alice in Chains, ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ — Rolling Stone (англ.). rollingstone.com (17-06-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  14. 1 2 3 4 5 Carl Purvis. Alice In Chains: The Devil Put Dinosaurs Here — Music Review — No Ripcord (англ.). noripcord.com (05-06-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  15. 1 2 3 4 Matt Melis. Album Review: Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here. Consequence of Sound (англ.). consequenceofsound.net (31-05-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  16. 1 2 3 4 5 Chad Childers. Alice in Chains, ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ – Album Review (англ.). loudwire.com (28-05-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  17. 1 2 3 4 5 Jonathan Barkan. [Album Review Alice In Chains ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ — Bloody Disgusting] (англ.). bloody-disgusting.com (29-05-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  18. 1 2 3 Stephen Thomas Erlewine. The Devil Put Dinosaurs Here — Alice in Chains. Songs, Reviews, Credits. AllMusic (англ.). allmusic.com. Дата обращения: 15 октября 2020.
  19. The Devil Put Dinosaurs Here by Alice in Chains Reviews and Tracks — Metacritic (англ.). metacritic.com. Дата обращения: 13 октября 2020.
  20. 1 2 Dave Kerr. Alice in Chains – The Devil Put Dinosaurs Here. Album Review. The Skinny (неопр.). theskinny.co.uk (08-05-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  21. 1 2 Alice in Chains: The Devil Put Dinosaurs Here (англ.) // Kerrang! : журнал. — 2013. — 25 May. — P. 52. — ISSN 0262-6624.
  22. 1 2 Barry Nicolson. Alice In Chains — ‘The Devil Put Dinosaurs Here’. NME (англ.). nme.com (24-06-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  23. 1 2 Michael Brown. Alice in Chains: The Devil Put Dinosaurs Here (англ.) // Total Guitar : журнал. — 2013. — June. — P. 22. — ISSN 1355-5049.
  24. 1 2 Alice in Chains: The Devil Put Dinosaurs Here (англ.) // Q : журнал. — 2013. — June. — P. 99. — ISSN 1842-9114.
  25. 1 2 Stephen M. Deusner. Alice in Chains: The Devil Put Dinosaurs Here Album Review. Pitchfork (англ.). pitchfork.com (04-06-2013). Дата обращения: 13 октября 2020.
  26. 1 2 Harley, Kevin. Album review: Alice in Chains, The Devil Put Dinosaurs Here (Virgin) (25-05-2013). Архивировано 7 июня 2013 года. Дата обращения 29 мая 2013.
  27. 1 2 New Album Review: ALICE IN CHAINS, The Devil Put Dinosaurs Here (Universal). Montreal Gazette (неопр.). montrealgazette.com (27-05-2013). Дата обращения: 15 октября 2020.
  28. 1 2 Nick Krewen. Alice In Chains’ The Devil Put Dinosaurs Here won’t disappoint fans: album review. The Star (англ.). thestar.com (28-05-2013). Дата обращения: 15 октября 2020.
  29. 1 2 Single Review: Alice In Chains: The Devil Put Dinosaurs Here — Daily Record (англ.). dailyrecord.co.uk (27-09-2013). — NINETIES legends and grunge heroes return once again with The Devil Put Dinosaurs Here.. Дата обращения: 15 октября 2020.
  30. Chris Kompanek. Alice in Chains album review, ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ — The Washington Post (англ.). washingtonpost.com (15-08-2013). Дата обращения: 15 октября 2020.
  31. Anurag Tagat. The Devil Put Dinosaurs Here — The Hindu (неопр.). thehindu.com (23-07-2013). Дата обращения: 15 октября 2020.
Рейтинги, награды и номинации
  1. 1 2 Graham Hartmann. Black Sabbath, Motorhead, Alice in Chains + More Win 2013 Metal Hammer Golden Gods Awards (неопр.). loudwire.com (18-06-2013). Дата обращения: 20 октября 2020.
  2. 1 2 Metal Storm Awards 2013 — Metal Storm (неопр.). metalstorm.net. Дата обращения: 20 октября 2020.
  3. 1 2 Grammys 2014: The complete list of nominees and winners — Los Angeles Times (неопр.). latimes.com (06-12-2013). Дата обращения: 20 октября 2020.
  4. 1 2 Julijana Capone. Juno Awards 2014: Arcade Fire, Tegan And Sara, Serena Ryder Take Home Early Awards At Gala Dinner. HuffPost Canada (неопр.). huffingtonpost.ca (30-03-2014). Дата обращения: 20 октября 2020.
  5. 1 2 Graham Hartmann. 3rd Annual Loudwire Music Awards: Complete Winners List (неопр.). loudwire.com (11-02-2014). Дата обращения: 20 октября 2020.
  6. 1 2 Zach Shaw. And the winners of the 2014 Revolver Golden Gods Awards are…. Metal Insider (неопр.). metalinsider.net (24-04-2014). Дата обращения: 20 октября 2020.
  7. Chad Childers. Top Rock + Metal Albums of 2013 (неопр.). noisecreep.com (02-12-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
  8. 10 Best Rock Albums of 2013 (англ.). loudwire.com (03-12-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
Хит-парады
  1. «Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here»  (англ.). Australiancharts.com. Hung Medien.
  2. «Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here»  (нем.). Austriancharts.at. Hung Medien.
  3. «Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here»  (фр.). Ultratop.be. Hung Medien.
  4. «Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here»  (нид.). Ultratop.be. Hung Medien.
  5. «Alice in Chains | Artist | Official Charts»  (англ.). UK Albums Chart. The Official Charts Company.
  6. «Archívum — Slágerlisták — MAHASZ — Magyar Hangfelvétel-kiadók Szövetsége»  (венг.). Mahasz.hu. LightMedia.
  7. «Longplay-Chartverfolgung at Musicline». Musicline.de. Offizielle Deutsche Charts.
  8. «Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here»  (англ.). Danishcharts.com. Hung Medien.
  9. «Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here»  (англ.). Spanishcharts.com. Hung Medien.
  10. «Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here»  (англ.). Italiancharts.com. Hung Medien.
  11. Alice in Chains Chart History – Canadian Albums (неопр.). Billboard. Дата обращения: 28 мая 2013.
  12. «Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here»  (нид.). Dutchcharts.nl. Hung Medien.
  13. «Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here»  (англ.). Charts.org.nz. Hung Medien.
  14. «Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here»  (англ.). Norwegiancharts.com. Hung Medien.
  15. Alice in Chains — Chart History Billboard 200 for Alice in Chains  (англ.).
  16. Alice in Chains Chart History – Alternative Albums (неопр.). Billboard. Дата обращения: 28 мая 2013.
  17. Alice in Chains Chart History – Digital Albums (неопр.). Billboard. Дата обращения: 28 мая 2013.
  18. Alice in Chains Chart History – Hard Rock Albums (неопр.). Billboard. Дата обращения: 28 мая 2013.
  19. Alice in Chains Chart History – Rock Albums (неопр.). Billboard. Дата обращения: 28 мая 2013.
  20. Alice in Chains Chart History – Tastemakers Albums (неопр.). Billboard. Дата обращения: 28 мая 2013.
  21. Alice in Chains Chart History – Vinyl Albums (неопр.). Billboard. Дата обращения: 28 мая 2013.
  22. «Alice in Chains: The Devil Put Dinosaurs Here»  (фин.). Musiikkituottajat – IFPI Finland.
  23. «Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here»  (нем.). Swisscharts.com. Hung Medien.
  24. «Alice in Chains — The Devil Put Dinosaurs Here»  (англ.). Swedishcharts.com. Hung Medien.
  25. Alice In Chains — ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ Australian iTunes Chart Performance (неопр.). iTunes. Дата обращения: 10 июня 2018.
  26. Alice In Chains — ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ British iTunes Chart Performance (неопр.). iTunes. Дата обращения: 10 июня 2018.
  27. Alice In Chains — ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ German iTunes Chart Performance (неопр.). iTunes. Дата обращения: 10 июня 2018.
  28. Alice In Chains — ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ Spanish iTunes Chart Performance (неопр.). iTunes. Дата обращения: 10 июня 2018.
  29. Alice In Chains — ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ Italian iTunes Chart Performance (неопр.). iTunes. Дата обращения: 10 июня 2018.
  30. Alice In Chains — ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ Canadian iTunes Chart Performance (неопр.). iTunes. Дата обращения: 10 июня 2018.
  31. Alice In Chains’ ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ Debuts at No. 2 on Billboard 200 Chart (неопр.). Loudwire (June 5, 2013). Дата обращения: 10 июня 2018.
  32. Alice In Chains — ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ American iTunes Chart Performance (неопр.). iTunes. Дата обращения: 10 июня 2018.
  33. Alice In Chains — ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ French iTunes Chart Performance (неопр.). iTunes. Дата обращения: 10 июня 2018.
  34. Billboard 200 Albums Year End 2013. Billboard 200 Albums : Jul 26, 2016 | Billboard Chart Archive (неопр.). Billboard.com (31 декабря 2013). Дата обращения: 27 июля 2016.
  35. Alice in Chains (неопр.). Billboard. Дата обращения: 23 октября 2020.
  36. Alice in Chains (неопр.). Billboard. Дата обращения: 23 октября 2020.
Видео
  1.   Alice In Chains «The Devil Put Dinosaurs Here» Album Sampler
  2.   Alice In Chains — Hollow (Fan Lyric Video)
  3.   Alice In Chains — Hollow
  4.   Alice In Chains — Twenty-Three (Documentary)
  5.   Alice In Chains — Stone (Lyric Video)
  6.   Alice In Chains — Stone
  7.   Alice In Chains — Voices (Lyric Video)
  8.   Alice In Chains — Voices (Official Video)
  9.   Alice In Chains — The Devil Put Dinosaurs Here (Explicit)
  10.   Alice In Chains — «Phantom Limb» Official Music Video
Прочие источники
  1. Richard Dienstock. Lesson Learned (англ.) // Revolver : журнал. — 2013. — Январь. — С. 19—20. — ISSN 1527-408X.
  2. 1 2 Steve Baltin. Alice in Chains Working on New Album (англ.). Rolling Stone (11-01-2012). — Jerry Cantrell recovered from shoulder surgery, ready to get in studio.
  3. 1 2 3 Kory Grow. Back to the Grind (англ.) // Revolver : журнал. — 2013. — Май. — С. 58—61. — ISSN 1527-408X.
  4. Richard Bienstock. Alice in Chains to Drop New Album in 2013 (англ.) // Guitar World : журнал. — 2013. — Январь. — С. 21—22. — ISSN 1045-6295.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Heavy Metal Chunder (англ.) // Kerrang! : журнал. — 2013. — 18 мая (№ 1466). — С. 38—41. — ISSN 0262-6624.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Amit Sharma. Angels and Demons (англ.) // Metal Hammer : журнал. — 2013. — Июнь. — С. 64—68. — ISSN 1422-9048.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Matt Blackett. Devils & Dinosaurs (англ.) // Guitar Player : журнал. — 2013. — Май. — С. 66—78. — ISSN 0017-5463.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Jonathan Horsley. Alice in Chains: The Devil Put Dinosaurs Here. Track by track (англ.) // Total Guitar : журнал. — 2013. — Июнь. — С. 46—50. — ISSN 1355-5049.
  9. 1 2 Richard Bienstock. Them Bones (англ.) // Guitar World : журнал. — 2013. — Июнь (т. 34, № 6). — С. 70—73. — ISSN 1045-6295.
  10. Joe Bosso 18 December 2012. Alice In Chains debut new song, Hollow (англ.). MusicRadar. Дата обращения: 24 октября 2020.
  11. ALICE IN CHAINS: Behind-The-Scenes Footage From Making Of ‘Hollow’ Video (неопр.). Blabbermouth (14 февраля 2013). Дата обращения: 29 сентября 2013.
  12. Baltin, Steve. Jerry Cantrell on New Alice in Chains Album: ‘There’s Some Real Filth in There’ (неопр.). Rolling Stone (4 апреля 2013). Дата обращения: 29 сентября 2013.
  13. Steve Rosen. Q&A: Alice in Chains (англ.) // M Music & Musicians : журнал. — 2013. — Июнь (№ 26). — С. 24—25. — ISSN 2156-2377.
  14. 1 2 3 Ross Baker. Alice in Chains (англ.) // Power Play : журнал. — 2013. — Май (№ 153). — С. 8—9.
  15. 1 2 Injuries, Pressure, Ciphers: Inside Alice in Chains’ ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ (англ.). Revolver (28 мая 2019). Дата обращения: 24 октября 2020.
  16. 1 2 Alice In Chains: ‘Voices’ Radio Edit, Lyric Video Available — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (26-07-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
  17. Alice In Chains | Recoil Magazine (неопр.). web.archive.org (23 октября 2014). Дата обращения: 24 октября 2020.
  18. Guitarist Confirms Completion Of New Alice In Chains Album — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (05-12-2012). Дата обращения: 21 октября 2020.
  19. Alice In Chains: New Song ‘Hollow’ To Make Its Online Debut In Two Weeks — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (06-12-2012). Дата обращения: 21 октября 2020.
  20. Alice In Chains: Snippet Of New Song Available For Streaming — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (15-12-2012). Дата обращения: 21 октября 2020.
  21. Alice In Chains: New Album Title Almost Revealed — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (13-02-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
  22. 1 2 Alice In Chains: The ‘Secret’ Behind New Album Cover Artwork Revealed — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (22-03-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
  23. Alice In Chains’ ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ Projected To Sell 60 K 65 K First Week — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (29-05-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
  24. Alice In Chains’ ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ Lands At No. 2 On Billboard Chart — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (05-06-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
  25. Alice In Chains: Behind The Scenes Footage From Making Of ‘Hollow’ Video — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (14-02-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
  26. Alice In Chains: New Single ‘Stone’ Goes To Radio — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (25-03-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
  27. Video: Alice In Chains Performs On ‘Jimmy Kimmel Live!’ — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (11-04-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
  28. Alice In Chains: ‘Stone’ Video Released — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (18-04-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
  29. Alice in Chains (неопр.). Billboard. Дата обращения: 22 октября 2020.
  30. Alice In Chains: ‘Voices’ And ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ Videos Released — Blabbermouth.net (неопр.). blabbermouth.net (05-09-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
  31. Robert Pasbani. ALICE IN CHAINS Explain The Meaning Of Their New Album Title, The Devil Put Dinosaurs Here (англ.)  (неопр.) ?. Metal Injection (10 апреля 2013). Дата обращения: 22 октября 2020.
  32. Injuries, Pressure, Ciphers: Inside Alice in Chains’ ‘The Devil Put Dinosaurs Here’ (англ.). Revolver (28 мая 2019). Дата обращения: 24 октября 2020.
  33. Alice In Chains Hide The ‘Devil’ In «The Devil Put Dinosaurs Here» Cover Art (англ.)  (неопр.) ?. Theprp.com (22 марта 2013). Дата обращения: 22 октября 2020.
  34. Alice In Chains — The Devil Put Dinosaurs Here (рус.). Discogs. Дата обращения: 22 октября 2020.
  35. Alice In Chains — The Devil Put Dinosaurs Here (рус.). Discogs. Дата обращения: 22 октября 2020.
  36. Blabbermouth. ALICE IN CHAINS: ‘Hollow’ Video Released (неопр.). BLABBERMOUTH.NET (10 января 2013). Дата обращения: 22 октября 2020.
  37. WATCH IT: Alice In Chains «Hollow» (Roboshobo, Dir.) (англ.). VideoStatic. Дата обращения: 22 октября 2020.
  38. Funny Or Die (неопр.). blabbermouth.net (03-04-2013). Дата обращения: 21 октября 2020.
  39. Alice in Chains. Alice in Chains Twenty-Three (англ.). Funny Or Die (3 апреля 2013). Дата обращения: 22 октября 2020.
  40. Mary OuellettePublished: April 15, 2013. Alice in Chains Unleash Lyric Video for ‘Stone’ (англ.). Loudwire. Дата обращения: 22 октября 2020.
  41. Chad ChildersPublished: April 18, 2013. Alice in Chains Unleash ‘Stone’ Video (англ.). Loudwire. Дата обращения: 22 октября 2020.
  42. Mary OuellettePublished: July 25, 2013. Alice in Chains Reveal Lyric Video for ‘Voices’ (англ.). Loudwire. Дата обращения: 22 октября 2020.
  43. 1 2 Damian Fanelli 05 September 2013. Alice In Chains Premiere Music Videos for «Voices» and «The Devil Put Dinosaurs Here» (англ.). guitarworld. Дата обращения: 22 октября 2020.
  44. WATCH IT: Alice In Chains «The Devil Put Dinosaurs Here» (Travis Hopkins, dir.) (англ.). VideoStatic. Дата обращения: 22 октября 2020.
  45. Kory Grow. See Alice in Chains’ Dark, Haunting ‘Phantom Limb’ Video — Rolling Stone (неопр.). rollingstone.com (28-10-2014). — The video is available as part of a BitTorrent bundle. Дата обращения: 21 октября 2020.
  46. Chad ChildersPublished: October 28, 2014. Alice in Chains Reveal ‘Phantom Limb’ Clip Via BitTorrent (англ.). Loudwire. Дата обращения: 22 октября 2020.
  47. Выходные данные альбома. Alice In Chains — The Devil Put Dinosaurs Here (2013, Vinyl). Discogs (неопр.). discogs.com. Дата обращения: 19 октября 2020.
  48. Буклет к альбому The Devil Put Dinosaurs Here