У этого термина существуют и другие значения, см. Above.
Above | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
студийный альбом Mad Season | |||||||
Дата выпуска | 14 марта 1995 | ||||||
Записан | зима 1994 | ||||||
Жанр | альтернативный рок | ||||||
Длительность | 55:36 | ||||||
Продюсеры | Бретт Элиасон, Mad Season[r 1] | ||||||
Страна | США | ||||||
Язык песен | английский | ||||||
Лейбл | Columbia Records | ||||||
|
Above (с англ. — «Выше») — единственный студийный альбом американской рок-группы Mad Season, который вышел в 1995 году.
Супергруппа Mad Season задумывалась как краткосрочный сторонний проект участников гранжевых групп Pearl Jam, Alice in Chains и Screaming Trees, объединённых стремлением отказаться от алкоголя и наркотиков. Решение о создании альбома музыканты приняли спонтанно после нескольких репетиций и концертных выступлений. Above был записан за десять дней и вышел в марте 1995 года. За три месяца было продано свыше 500 тысяч копий альбома, что сделало Above «золотым» согласно рейтингу RIAA. Центральная песня «River of Deceit» достигла второго места в хит-параде Billboard Album Rock Tracks и часто звучала на радиостанциях альтернативного рока[⇨].
Above выделялся на фоне остальной гранж-сцены разнообразием стилей, сочетая элементы блюза, кантри-рока, джаза и метала. Музыкальный жанр альбома не подлежит чёткой классификации; критики называли его «блюзовым гранжем», «лаунж-гранжем» или «альт-джаз фьюжном». Авторство текстов целиком принадлежит Лейну Стэйли, а музыка написана совместно всеми участниками Mad Season. Критики сдержанно приняли пластинку, отметив её экспериментальный характер, эклектичность и мрачную атмосферу[⇨].
Дебютный альбом остался единственным для Mad Season. Через четыре года от передозировки умер басист Джон Сондерс, а ещё через несколько лет — вокалист Лейн Стэйли. В память о погибших музыкантах в 2013 году было выпущено подарочное издание, включавшее неизданные треки и редкие видеозаписи концертных выступлений[⇨].
По прошествии времени Above считается одним из знаковых альбомов, записанных во времена заката гранжевой субкультуры. Песню «River of Deceit» относят к числу лучших гранжевых композиций, а её концертное исполнение — к наиболее памятным моментам в карьере Лейна Стэйли[⇨].
Первое издание
Идея возникновения проекта
Основная статья: Mad Season
История одного из наиболее неоднозначных альбомов альтернативного рока девяностых берёт начало осенью 1994 года. За несколько месяцев до этого музыкальный мир потрясло самоубийство Курта Кобейна, который долго боролся с наркозависимостью[1]. Эта трагедия была не первой, но стала самой громкой в цепочке смертей героев гранж-сцены, после чего сиэтлское движение пошло на спад[r 2]. Nirvana распалась, а оставшиеся участники сосредоточились на выпуске ранее неизданного материала; Alice in Chains отказались от участия в концертном туре с Metallica ввиду борьбы вокалиста Лейна Стэйли с героиновой зависимостью и пропали из поля зрения на два с половиной года. Одной из групп, которые продолжали активную деятельность, были Pearl Jam: они записывали свой номерной альбом Vitalogy. Именно гитаристу Pearl Jam Майку Маккриди было суждено объединить на сцене и в студии музыкантов ключевых гранж-групп[l 1].
Идея создания проекта родилась за полторы тысячи миль от центра гранж-сцены — в Миннеаполисе. Именно там осенью 1994 года познакомились 28-летний гитарист популярной стадионной группы Pearl Jam Майк Маккриди и малоизвестный 40-летний басист Джон «Бейкер» Сондерс из Чикаго, которые проходили курс лечения от алкогольной и наркотической зависимости в реабилитационной клинике Хазельден[убрать шаблон]. Музыканты нашли общий язык и решили помочь друг другу вести здоровый образ жизни, а затем и попробовать вместе что-то сыграть или записать. Маккриди не испытывал финансовых затруднений, поэтому пригласил Сондерса перебраться в Сиэтл и купил ему бас-гитару и прочее оборудование. Чтобы укомплектовать группу, Маккриди позвал барабанщика Screaming Trees и Skin Yard Баррета Мартина[2] и вокалиста Alice in Chains Лейна Стэйли[3]. Помимо творческих задач, Маккриди искренне хотел помочь Стэйли в борьбе с его зависимостью и предоставил возможность сотрудничать с музыкантами, завязавшими с алкоголем и наркотиками[4][5].
— Когда мы создали группу, она стала неотъемлемой частью моей жизни. Я как раз недавно завязал и хотел помочь Лейну. Я наивно полагал, что смогу всё изменить. Трезвый, я на всё смотрел по-новому. Писать песни в Pearl Jam мне было некомфортно, так как я чувствовал, что нахожусь в группе с отличными авторами, и не был в себе уверен. Mad Season открыл мне дверь в мир написания песен, в мир, где я чувствовал себя уверенно. И я всегда буду благодарен группе за этот опыт. Это было, типа, «О, я тоже так могу! Я могу писать песни и общаться с Лейном, Барретом и Бейкером [Джоном Сондерсом] на равных». Но и для Лейна все дороги были открыты — типа, «Пиши любые песни, какие захочешь».Майк Маккриди[1] |
Музыканты провели несколько совместных репетиций, после чего организовали первое публичное выступление. Дебютный концерт состоялся 12 октября 1994 в заведении Crocodile Cafe, популярном среди рок-тусовки Сиэтла. Группа выбрала название Gacy Bunch и исполнила несколько собственных композиций, во многих из которых даже не было текста. Кроме того, прозвучала кавер-версия хендриксовской «Voodoo Child (Slight Return)». Успешное выступление побудило Маккриди предложить выпустить демозапись, на что Стэйли ответил: «К чёрту демо, запишем альбом»[6].
Работа в студии
Первым делом музыканты отказались от старого названия группы «Gacy Bunch», которое было отсылкой к серийному убийце Джону Гейси и телевизионному шоу «The Brady Bunch» (с англ. — «Семейка Брейди»). Вместо этого Майк Маккриди предложил назвать проект Mad Season (с англ. — «Сумасшедший сезон»). Так в графстве Суррей, где Pearl Jam сводили свой первый альбом, называли время года, во время которого люди собирали галлюциногенные грибы. Этот термин постоянно всплывал в голове Маккриди при воспоминаниях о периоде его алкоголизма и наркозависимости[7].
Местом записи альбома группа выбрала сиэтлскую студию Bad Animals[убрать шаблон], совладельцами которой являлись Нэнси и Энн Уилсон из группы Heart . Продюсером стал Бретт Элиасон, который ранее работал с Heart, Pearl Jam и Screaming Trees[8]. Ему ассистировал Сэм Хофстед, штатный инженер Bad Animals. Контроль за проектом Mad Seasons поручили Крише Огеро, работавшей на менеджера Pearl Jam Келли Кёртис. Для Огеро затея выглядела как краткосрочный сайд-проект без далеко идущих планов, который собрали для нескольких выступлений на местных площадках[7].
Работа в студии проходила стремительно. Музыканты садились вместе, импровизировали, делились своими идеями, и тут же записывали всё на плёнку. Маккриди был уверен, что лишь так можно было достичь свежего звучания. Параллельно с этим Стэйли работал над текстами песен. Он зачастую приходил в студию один и экспериментировал, пока его никто не слышал. Запись инструментов заняла около семи дней, после чего Стэйли понадобилось ещё несколько дней для завершения вокальных партий и ещё неделя ушла на сведение[8]. Подобный подход больше соответствовал процессу работы в Alice in Chains, ведь в Pearl Jam группа обычно работала над материалом по меньшей мере несколько месяцев до сбора в студии. Маккриди назвал этот альбом самым спонтанным из всего, что он делал; даже запись Temple of the Dog длилась дольше, около четырёх недель[9].
Гранжевое буриме
В оригинальном издании Above авторами текста «Long Gone Day» указаны Стэйли и Ланеган, однако в переиздании 2013 года говорится, что тексты всех изначально выпущенных песен принадлежат Стэйли. В 2018 году в интервью Антонио Нассо Марк Ланеган рассказал, как на самом деле шла работа над песней. Стэйли, хороший друг Ланегана, действительно пригласил его записать вокал для одной из композиций. У Лейна была готова лишь одна строка текста, он написал её на листе бумаги и передал Ланегану. Ланеган дописал ещё одну строку и вернул лист Стэйли. Так, строка за строкой, родился текст «Long Gone Day»[10].
Квартет участников Mad Season пригласил для записи альбома нескольких знакомых музыкантов. Свой вклад в работу над пластинкой внёс фронтмен Screaming Trees Марк Ланеган. Он стал соавтором и вторым вокалистом на двух композициях: заглавной «I’m Above» и «Long Gone Day». Помимо этого, в записи принял участие джазовый музыкант Эрик Уолтон, более известный как Скерик. Ему принадлежит партия саксофона на «Long Gone Day»[r 3][11].
Несмотря на желание Маккриди помочь Лейну Стэйли справиться с героиновой зависимостью, эта попытка провалилась. Стэйли продолжал принимать наркотики даже в студии, после чего работа останавливалась на несколько часов, пока вокалист не придёт в форму. Кроме того, Бретт Элиасон шёл на уловки, чтобы Лейн вообще приехал на запись. Продюсер договаривался с соседом Лейна по комнате, чтобы тот своевременно будил вокалиста, который проводил большую часть времени дома на диване, и отправлял его в студию[12].
После окончания записи группе довелось выступить несколько раз для местной публики. В канун Нового года Mad Season стали хедлайнером шоу в клубе RKCNDY, с группой Second Coming[убрать шаблон] на разогреве. 8 января 1995 года на радио Self Pollution Radio прошла масштабная трансляция с участием многих сиэтлских групп[9]. Mad Season также приняли участие в концерте, проходившим в доме вокалиста Pearl Jam Эдди Веддера[13], представив новые песни «Lifeless Dead» и «I Don’t Know Anything»[14]. Лейна Стэйли также пригласили для записи одной из композиций Second Coming «It’s Coming After», и он регулярно присоединялся к группе во время живых выступлений[15].
Музыканты Pearl Jam и Alice in Chains по-разному отнеслись к записи альбома и деятельности внезапно появившейся супергруппы. Майк Маккриди всегда ранее оставался в тени своих коллег по Pearl Jam, поэтому они приветствовали желание гитариста попробовать свои силы в более комфортной обстановке. Их также радовало, что проект помогал Маккриди избавиться от пагубного пристрастия к алкоголю[1][9]. Штаб группы Alice in Chains отнёсся к сайд-проекту Лейна Стэйли настороженно. Выступления с Mad Season вызывали у окружающих вопросы, так как незадолго до этого Alice in Chains отменили свой гастрольный тур, сославшись на проблемы со здоровьем Стэйли[15]. Кроме этого, гитарист Джерри Кантрелл ревновал Лейна, который вместо воссоединения Alice in Chains предпочёл заняться новым проектом[16].
Выход альбома
Файл:Mad-season-above-release-party 95-04-22.jpg Презентация альбома Above, 22 апреля 1995
Альбом вышел 14 марта 1995 года на лейбле Columbia Records. Название альбома Above происходит от названия композиции «I’m Above». Автором чёрно-белого рисунка обложки, на котором целуется пара, стал лично Лейн Стэйли. Вокалист перерисовал фотографию, на которой сняли его и бывшую невесту Демри Пэррот[8].
Above попал в американский чарт Billboard 200 и достиг в нём 24 места. Альбом также попал в сотню лучших в Канаде, Норвегии, Швеции и Великобритании. Среди трёх синглов — «River of Deceit», «I Don’t Know Anything» и «Long Gone Day» — наибольшую популярность получил «River of Deceit». Режиссёр Джош Тафт снял чёрно-белый видеоклип на эту песню[17]. 13 мая «River of Deceit» достигла второго места в чарте Billboard Album Rock Tracks. Кроме того, композиция заняла девятое место в чарте Modern Rock Tracks. Этот успех стал самым крупным для гранжевых супергрупп того времени. Подобным достижением не могли похвастаться ни Temple of the Dog, ни Brad[убрать шаблон][r 4].
Большинство музыкантов Mad Season играли в финансово успешных группах, поэтому они не задумывались о будущих продажах альбома. В поддержку альбома не было сыграно ни одного концерта, не говоря уже о гастрольном туре[8]. Тем не менее, спрос на пластинку нового проекта оказался неожиданно высоким. К 14 июня было продано полмиллиона копий и Above получил «золотой» статус от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний. Майк Маккриди вспоминал: «Я думал, альбом нормально разойдётся, потому что мы играли в достаточно популярных группах и альбом выпускала Columbia Records. Но я не ожидал, что он станет золотым. Это сорвало крышу»[1].
«Поздравления — не основная причина звонка»
Когда Above стал «золотым», Лейн Стэйли работал в студии над третьим альбомом Alice in Chains. Руководители Sony Music Дон Айнер и Мишель Энтони позвонили Лейну из Нью-Йорка, чтобы поздравить его с успехом. Вслед за этим они заявили, что запись текущего альбома идёт слишком медленно и что для окончания работ у него есть всего девять дней. Стэйли был настолько расстроен из-за оказанного на него давления, что решил написать об этом песню «Sludge Factory»[18].
В апреле 1995 состоялся концерт Mad Season в театре Moore Theatre[убрать шаблон]. Позднее выяснилось, что выступление стало последним для группы в этом составе. По слухам, Mad Season планировали принять участие в телевизионном шоу Saturday Night Live, но этого так и не произошло[19].
В 1996 году, на волне успеха Above Джон Сондерс предложил записать второй альбом Mad Season. Маккриди и Мартин подхватили идею и начали запись инструментальных демоверсий совместно с Питером Баком из R.E.M. Пластинка получила рабочее названием «Disinformation», но так и не была завершена. Лейн Стэйли не сумел побороть героиновую зависимость, стал вести затворнический образ жизни и ни разу не появился в студии. Приглашённый вместо Стэйли Марк Ланеган заинтересовался тремя песнями и записал для них вокальные партии. На этом работа над альбомом прекратилась, а участники вернулись к своим основным проектам: Майк Маккриди — в Pearl Jam, а Баррет Мартин — в Screaming Trees[20].
Оставшись один, Сондерс в 1997 году присоединился к американской рок-группе The Walkabouts. Его финансовое положение ухудшалось из-за ссуды, которую он взял для записи второго альбома Mad Season и не смог погасить[20]. Сондерс сильно переживал по этому поводу и вновь стал принимать наркотики. В 1999 году его здоровье не выдержало и он умер от передозировки героина[21]. Стэйли умер тремя годами позже при схожих обстоятельствах[r 5]. Позднее на музыкальном сайте fuse.tv[убрать шаблон] напишут: «Через 20 лет группа выполнила свою задачу лишь наполовину… Сондерс и Стэйли умерли, Маккриди и Мартин выжили. Альбом лишь подтвердил свой мистический статус»[1].
Переиздание
Подарочное издание Above (2013)
В октябре 2012 года барабанщик Баррет Мартин объявил о предстоящем переиздании альбома, которое посвящалось погибшим Лейну Стэйли и Джону Сондерсу. Маккриди и Мартин анонсировали выход ремастеринговой версии альбома, DVD с записью концерта в Театре Мура, нескольких неизданных концертных записей и трёх песен, которые группа успела записать для второго альбома вместе с Питером Баком и Марком Ланеганом. Мартин добавил: «Три новые песни — самое красивое и тяжёлое, что Mad Season когда-либо делали, и я знаю, что Лейну и Бейкеру они бы понравились»[22].
В апреле 2013 года вышло подарочное издание Above, которое состояло из трёх дисков. В состав первого аудиодиска вошли ремастеринговые композиции из оригинального альбома и пять бонус-треков, включая песни, которые Маккриди и Мартин записали в 1996 году с Марком Ланеганом, и кавер-версию песни Джона Леннона «I Don’t Wanna Be a Soldier Mama» (англ.)русск.[23]. Второй аудиодиск содержал запись последнего концерта Mad Season, который состоялся 29 апреля 1995 года в Театре Мура в Сиэтле. На концерте группа исполнила альбом Above целиком и песню «I Don’t Wanna Be a Soldier». В состав третьего DVD-диска вошла видеозапись концерта Live at The Moore, редкие кадры выступления группы в клубе RKCNDY 31 декабря 1994 года и две песни, которые прозвучали на радио Self Pollution Radio 8 января 1995 года[24].
Музыкальные критики отмечали, что Above вышел в «умирающее время» гранжа, и сокрушались, что двое из четырёх музыкантов Mad Season умерли через несколько лет после выхода пластинки. Альбом, который стал для группы первым и единственным, подарил слушателям один громкий хит — «River of Deceit». Маккриди и Мартин рассматривали Above как исторический документ, который напоминал, где они сами и их друзья находились в то время. «Мы помним только лучшее в наших друзьях, которые уже ушли» — писал Баррет Мартин в аннотации. «И самое трогательное, что мы помним — музыку, которая нас объединяла»[8][r 2].
Об альбоме
Музыкальный стиль
Изначально проект Mad Season, основанный в середине 90-х годов на фоне набравшего популярность «саунда Сиэтла», казался очередным сайд-проектом успешных гранж-исполнителей. И хотя «гранж» действительно стал одним из «ингредиентов в формуле Mad Season», Above вышел более сложным и экспериментальным альбомом, трудно поддающимся стандартизированной классификации[r 5]. Майк Маккриди в интервью Guitar World не смог описать жанровую принадлежность альбома и сказал, что в нём «немного джаза, немного блюза, немного стадионного рока»[9].
Звучание пластинки выделялось на фоне других записей того времени, прежде всего благодаря эклектичному составу участников Mad Season[r 2]. Супергруппа объединила музыкантов с различными пристрастиями, предпочтениями, жизненным и музыкальным опытом, которые собрались в стороне от своих основных коллективов с целью записать что-то абсолютно новое и свежее. Критики по-разному охарактеризовали смесь из блюзовых басовых партий Джона Сондерса, этнической перкуссии в исполнении Баррета Мартина, кричащего «плантовского» вокала Лейна Стэйли и взрывных «саббатовских» гитарных риффов Майка Маккриди[r 2][r 5], называя это «блюзовым гранжем», «лаунж—гранжем»[r 4] или даже «альт-джаз фьюжном»[1].
Баррет Мартин вспоминал, что когда участники Mad Season впервые собрались вместе и только начали поиски своего звучания, они считали себя блюзовой группой, так как этот музыкальный «язык» был понятен каждому[8]. Это также объясняется музыкальными интересами Джона Сондерса, который был значительно старше остальных, вырос в Алабаме и провёл много лет в Чикаго и Миннеаполисе, где выступал на одной сцене с Хьюбертом Самлином и The Lamont Cranston Band (англ.)русск.[r 4]. Влияние блюзовой традиции более всего ощущается в песнях «I Don’t Know Anything» и «Artificial Red», для последней из которых обозреватель Rolling Stone Барбара Дэвис подобрала более удачное название — «Artificial Blues» (с англ. — «Искусственный блюз»)[r 3]. Mad Season позаимствовали у блюза не столько структуру песен, сколько минорную, зловещую атмосферу. Композиции длятся в среднем по шесть-семь минут, а монотонное, неторопливое звучание наполняется то тяжёлыми риффами, то аккордами ксилофона[r 4]. Стивен Томас Эрлевайн из AllMusic отмечал, что «хотя саксофонист добавляет красок в „Long Gone Day“, недостаток мелодизма и затянутость превращает Above в музыку плохого настроения»[r 6].
В ретроспективе Баррет Мартин назвал Mad Season не просто блюзовым коллективом, но одной из самых тяжёлых блюзовых групп Сиэтла, чьё звучание было необычным и уникальным для того времени и наступавшей эры постгранжа[8]. На альбоме чувствуется сильное влияние «металлических» жанров рок-музыки, типичное для гранжа. Звучание Pearl Jam и Alice in Chains действительно сочетало в себе панк и классический рок, а Лейн Стэйли ранее играл в глэм-роковой группе Alice N’ Chains, но на Above отсылки к стилистике метала стали ещё более очевидны. Гитарные партии Майка Маккриди на «Lifeless Dead» и других композициях, впечатляющие риффы и синергия гитары с ритм-секцией заставили сравнивать его с Джимми Пейджем из Led Zeppelin[r 4].
Неотъемлемой частью альбома стал вокал Лейна Стэйли и Марка Ланегана. Фронтмен Alice in Chains так и не сумел справиться со смертельно опасной привычкой, отчего его голос на записи звучал устало. Барбара Дэвис из Rolling Stone отметила, что несмотря на «кристально чистый» голос Стэйли на последней песне альбома, последнее слово остаётся за дуэтом Стэйли и Ланегана на «Long Gone Day»[r 3]. Болезненное состояние Стэйли не позволило ему принять участие в записи новых песен, но его место с успехом занял Ланеган. Мэтт Мелис из Consequence of Sound даже посетовал, что «как только Ланеган оживил инструментальные композиции своим блюзовым баритоном, <…> хочется, чтобы Мартин и Маккриди доверили ему закончить ещё несколько песен»[r 2]. Стивен Томас Эрлевайн из AllMusic отмечал: «Ланеган добавил серьёзности, которой недоставало измученному Стэйли. Ланеган является настолько же динамичным фронтменом, как и Стэйли, но кажется, будто он высечен из гранита, отчего бонус-треки даже более убедительны, чем исходный альбом»[r 6].
Композиции
«All Alone» | |
Майк Маккриди назвал «All Alone» своей любимой песней на альбоме. Во время игры на двухгрифовой гитаре Gibson EDS-1275 он случайно оставил включённым звукосниматель на одном грифе, пока играл на другом, после чего услышал примечательные обертоны, похожие на свистящий звук органа. Это звучание легло в основу композиции[1]. | |
Помощь по воспроизведению |
Альбом открывает композиция «Wake Up», в которой спокойный голос Стэйли в кульминационный момент превращается в отчаянный крик «For little peace from God you plead!» (с англ. — «Ты просишь хоть немного умиротворения у Бога»)[r 2]. Стивен Дойснер из Pitchfork считал песню прямым заимствованием мрачной «Planet Caravan» в исполнении Black Sabbath[r 4], а в журнале Rolling Stone её назвали «жутким крипто-джазом»[r 3]. Вслед за проходной «X-Ray Mind» следует центральная песня альбома, кантри-роковая «River Of Deceit»[r 3]. Далее группа продолжает эксперименты, и в середине глэм—панковой «I’m Above» появляется соло на акустической гитаре[r 4]. Пятую по счёту композицию — «Artificial Red» — Мэтт Мэлис из Consequence of Sound сравнил с «гранжевым блюзом, которых дрейфует сквозь комнату, заполненную дымом»[r 2]. Вторая половина пластинки начинается с одной из самых энергичных песен на альбоме, «Lifeless Dead», которую в Rolling Stone назвали «помпезным стадионным роком с напыщенными рифмами»[r 3]. За ней следует мрачная смесь блюза, гранжа и тяжёлых гитарных риффов, «двухтонный металлический грув» (согласно определению Rolling Stone) «I Don’t Know Anything»[r 3]. Ближе к концу альбома дуэт Стэйли и Ланегана исполняет балладу «Long Gone Day» в сопровождении ксилофона и саксофона. За ней следует инструментальная «November Hotel»: Майк Маккриди посвятил её своему отцу, во время войны во Вьетнаме летавшему на истребителе с аналогичной надписью на хвосте, и сравнил громовые барабаны и гитарное соло со взлётом «Фантома» с авианосца[1]. Закрывает пластинку песня «All Alone», в центре которой спокойный голос Стэйли звучит фоне монотонной, похожей на ситар гитары[r 3].
Первое издание альбома должно было завершаться короткой инструментальной композицией «Interlude», но её вырезали из окончательной версии Above. Лишь через восемнадцать лет этот менее чем минутный гитарный проигрыш Майка Маккриди включили в переиздание[r 3]. Следующие три песни, которые вышли в 2013 году, Mad Season записали во время единственной студийной сессии при работе над вторым альбомом «Disinformation». Вместо Лейна Стэйли, который после смерти бывшей невесты Демри Пэррот завязал с музыкой, вокалистом стал Марк Ланеган. Мэтт Мэлис сравнил первый бонус-трек «Locomotive» c «пыхтящим локомотивом, за которым гонятся черти, заставляя Ланегана рычать напротив неистово барабанящего Мартина; тем самым освобождается место для Маккриди, который исполняет наиболее раскрепощённое соло со времён „November Hotel“». В двух других песнях — «Black Book Of Fear», которую группа записала совместно с Питером Баком из R.E.M., и «Slip Away» — голос Ланегана звучит более проникновенно на фоне мягких аранжировок. Немногие законченные композиции со второго альбома показывали, что Mad Season были готовы уйти от мрачной блюзовой атмосферы Above и вернуться к более традиционному гранжевому звучанию[r 5]. Список бонус-треков завершает кавер-версия «I Don’t Wanna Be A Soldier» в исполнении Лейна Стэйли, записанная в 1995 году для трибьюта Джона Леннона Working Class Hero (англ.)русск.[r 2].
Тематика текстов
Халиль Джебран. «Пророк» (издание 1971 года)
Above стал единственным альбомом, все тексты которого принадлежат Лейну Стэйли[25]. Перед началом совместной работы Майк Маккриди сказал Стэйли, что тот вокалист может делать всё, что захочет. Маккриди вспоминал: «Все тексты были очень честными. Не то чтобы в других проектах это было не так, но это раскрепостило его [Стэйли]. Это был его крик о помощи. Я чувствую искренность и боль в его текстах. Он был чертовски крут»[1].
Во время записи альбома Стэйли читал классический сборник поэзии Халиля Джебрана «Пророк». Строки одного из стихотворений легли в основу песни «River of Deceit», лирический герой которой рассказывает о своей борьбе с пагубной привычкой. «My pain is self-chosen / Or so the prophet said…» (с англ. — «Я сам выбрал свою боль / Или так сказал пророк…») — размышляет Стэйли о собственной роли в своих пристрастиях. Выбирая между продолжением борьбы и смирением, он добавляет: «A head full of lies is the weight, tied to my waist» (с англ. — «Моя голова, полная лжи, привязана к телу и тянет вниз») и констатирует, что луч надежды мог быть простым самообманом[r 2].
Баррет Мартин читал «Пророка» ранее и часто обсуждал эту книгу со Стэйли в студии. По словам Мартина, Лейн был глубоко убеждён, что исполняет духовную миссию благодаря своей музыке. Его тексты были мрачными, так как он был уверен, что свету всегда предшествует тьма и они не могут существовать друг без друга. По мнению Мартина, эта тема проходила через многие тексты Стэйли в Mad Season и Alice in Chains, так как «он сам находился на границе света и тьмы, в месте, откуда видны обе стороны»[8][26].
— Пожалуйста, запомните, Лейн был очень молод, когда написал и спел эти песни. Ему было немногим более двадцати, но он успел сказать многое своим невероятным голосом. Послушайте его слова, потому что он пел об особом виде правды, которую поймёт любой, кто прошёл через тяжёлые жизненные обстоятельства.Баррет Мартин[8] |
Большая часть текстов песен Стэйли на Above отражала его борьбу с героиновой зависимостью и другие личные проблемы. По мнению обозревателя Pitchfork, в отличие едких и агрессивных текстов Alice in Chains, здесь Стэйли больше занимался самокритикой, перерастающей в терапевтические беседы[r 4]. Барбара Дэвис из Rolling Stone обнаружила в текстах скрытые отсылки к реалиям Сиэтла, как, например «Rich and growing sicker/Sell the dead ones quicker» (с англ. — «Богатые и больные быстрее продают мёртвых») в «X-Ray Mind»[r 3]. Стивен Томас Эрлевайн утверждал, что группа сбежала от коммерческого успеха и выпустила «тяжёлые, обнажающие душу песни», и назвал стихи Стэйли «инертными и снисходительными, что простительно для группы, которая использует рок-н-ролл как терапию»[r 6].
С учётом дальнейшей судьбы Лейна Стэйли, позднее некоторые тексты были восприняты в новом свете. В журнале PopMatters подметили, что повторяющиеся, навязчивые крики «Вниз, вниз. Я сам выбрал свою боль» («River of Deceit») и попытка увещевания — «Неужели я так провожу свои дни, восстанавливаясь от смертельной болезни?» («Artificial Red») — звучат как печальное пророчество собственной смерти от героина и кокаина. По мнению обозревателя, в совокупности с наложенным на голос эффектом «призрачной» реверберации складывалось впечатление, будто Стэйли «призывает к этому страшному самоанализу из длинного пустого коридора»[r 5].
Концертные записи
«River of Deceit» | |
Фрагмент песни «River of Deceit», исполненной на последнем концерте Mad Season в театре Мура 29 апреля 1995 года. Композиция вошла в подарочное издание альбома. | |
Помощь по воспроизведению |
Помимо студийных композиций подарочное издание содержало несколько записей концертных выступлений, включая полный концерт Mad Season в клубе RKCNDY и отрывки из выступления группы на радиостанции Pearl Jam Self-Pollution Radio. Особняком стоит запись последнего концерта Mad Season, который прошёл 29 апреля 1995 года в театре Мура. Видеозапись этого шоу выходила ранее на VHS, однако включала не все исполненные песни. Новое издание содержало вырезанные ранее песни «Wake Up», «Artifical Red», «I’m Above» и «I Don’t Want To Be a Soldier», оформленные в виде отдельных бонус-треков и не включённые в профессионально смонтированную версию. Четыре песни были сняты единственной камерой, что сделало запись похожей на бутлег. В подарочное издание также вошла полная аудиозапись концерта[r 7].
Стивен Томас Эрлевайн посчитал, что «бонус-треки не меняют общего впечатления от альбома, но дают самым преданным поклонникам возможность насладиться раритетными записями». Мэтт Мелис (CoS) отметил несколько запоминающихся моментов: Маккриди в футболке Mudhoney, играющего на гитаре за головой; Баррета Мартина, стучащего по барабанам голыми руками; болезненного Стэйли, повторяющего «I’m alone» на сцене, залитой мягким светом, пока за его спиной на цыпочках крадётся Сондерс[r 6]. В журнале Pitchfork, напротив, посчитали живые выступления более естественными: «то, что казалось инертным в студии, на сцене звучит легко и непринуждённо». Стивен Дойснер выделил особо энергичную импровизацию на фоне мощной ритм-секции в «Lifeless Dead», авангардные пассажи Скерика на саксофоне во время ленноновской «I Don’t Wanna Be a Soldier» и 14-минутную версию «November Hotel». Он также обратил внимание на соло Маккриди с гитарой за спиной и резюмировал: «Это выглядело чертовски глупо, но именно поэтому на это обращаешь внимание: единственный эпизод в жизни Mad Season, когда кому-то удалось улыбнуться»[r 4]. Джем-сейшен «November Hotel» (одну из немногих записей, где Лейн Стэйли играет на ритм-гитаре) отметили и в журнале PopMatters, назвав его «отличной демонстрацией энергичной страсти к собственной музыке и благодарности своим поклонникам»[r 5].
Отзывы и критика
Рецензии | |
---|---|
Оценки критиков | |
Источник | Оценка |
AllMusic | [r 6] |
Billboard | положительная[r 1] |
Consequence of Sound | B-[r 2] |
Entertainment Weekly | C[r 8] |
Melody Maker | положительная[r 9] |
Pitchfork | [r 4] |
PopMatters | [r 5] |
Rolling Stone | [r 3] |
Rolling Stone (переиздание) |
[r 10] |
Spectrum Culture (англ.)русск. | [r 7] |
Spin | [r 11] |
1 апреля 1995 года вышла заметка об альбоме в еженедельнике Billboard. В ней говорилось о высоких шансах Above стать коммерчески успешным, а также получить положительные отзывы критиков. Редакторы назвали альбом «задумчивым гитарным рок-н-роллом, который демонстрирует разнообразие старинного Изумрудного города и заставляет вспомнить раннее звучание трёх групп [Alice in Chains, Pearl Jam и Screaming Trees]». Работу музыкантов в целом назвали «мощным сотрудничеством»[r 1]. Прогноз Billboard оправдался лишь частично. Сингл «River of Deceit» действительно стал радио-хитом, а альбом получил «золотой» статус. В то же время, оценки музыкальных критиков были не столь восторженными. Бескомпромиссность музыкантов в сочетании с готовностью экспериментировать, используя не самые «роковые» музыкальные инструменты, привели к тому, что за Аbove закрепилась репутация нестройной и расфокусированной работы[r 5]. Лейн Стэйли даже пожаловался на «идиотские обзоры» и назвал Above «чёртовым взрывом», который никто не оценил[r 4].
20 апреля 1995 года вышла рецензия в журнале Rolling Stone, согласно которой альбом получил лишь две с половиной звезды из пяти. Барбара Дэвис посчитала, что «у музыкантов Mad Season нет особой „химии“, которая привела к успеху их основные группы; однако же группа существует и, что более важно, идёт на артистические риски в попытке сделать что-то свежее»[r 3]. На следующий день журнал Entertainment Weekly дал альбому оценку «С» и назвал его «мрачной металлической летаргией». Чак Эдди подметил, что «если самая динамичная песня называется „Безжизненно мёртвая“, значит у вас проблемы»[r 8]. В июне вышла разгромная рецензия в журнале Spin: альбом получил оценку 4 из 10 («Слабо») и был назван «пропитанным ностальгией упражнением в написании рок-баллад 70-х годов», по сравнению с которым даже песни Aerosmith кажутся авангардом[r 11]. Более благосклонной была заметка в июльском номере журнала Melody Maker: альбом порекомендовали к прослушиванию благодаря песням «I’m Above» и «Long Gone Day», похожим на «кантри—саббатовскую комбинацию Alice in Chains и Screaming Trees», и сравнили с «освежающим отпуском от давления корпоративной ультра-звёздности»[r 9].
Вторая волна критики последовала за переизданием в альбома 2013 году. Рецензенты рассматривали Above через призму событий, которые привели к распаду Mad Season: дебютный альбом вышел во времена заката гранжа и остался для супергруппы единственным, так как двое музыкантов трагически погибли через несколько лет. Джон Долан из Rolling Stone поставил Above три звезды из пяти: он назвал музыку Mad Season «бессистемным, очищающим сознание тяжёлым блюзом» и отметил, что «тяжело слушать Стэйли, поющего „Я выбрал свою боль сам / По крайней мере я в это верю“, когда знаешь, что через несколько лет он и Сондерс будут мертвы»[r 10]. Стивен Дойснер из Pitchfork поставил альбому невысокую оценку «4.6 из 10», предположив, что «изумительно погружённая в себя пластинка, возможно, убила гранж»[r 4]. Мэтт Мелис из Consequence of Sound назвал альбом «одним из уникальных проектов последних дней эпохи гранжа» и поставил ему рейтинг «B-»[r 2]. Стивен Томас Эрлевайн из AllMusic оценил бонус-треки чуть выше, чем песни с оригинального альбома, но добавил, что «они не меняют общего впечатления от альбома»[r 6]. Наконец, Джей Си Мачек III (PopMatters) назвал переиздание альбома «эпитафией группе, которая прекратила своё существование раньше времени», оценив его на семь звёзд из десяти[r 5].
Историческое значение
Несмотря на сдержанные отзывы критиков, по прошествии времени Above стали относить к числу наиболее примечательных гранжевых альбомов. В апреле 2019 года журнал Rolling Stone поместил Above на 18 место в списке величайших альбомов гранжа. Джейсон Ньюман отметил, что пластинка появилась вследствие «кровосмешения в музыкальном климате Сиэтла в середине 90-х», и посчитал «неповторимый вокал Стэйли в сочетании с то грязным, то парящим гитарным звуком» причиной появления «идеального гибрида Alice in Chains и Pearl Jam»[l 2]. Альбом занял 18 место в списке лучших гранжевых альбомов по версии онлайн-журнала Loudwire. Редакторы с сожалением отметили, что и Стэйли, и Сондерс «капитулировали в борьбе со своими химическим демонами; тем самым подтвердилось ужасное пророчество времён истоков Mad Season»[l 3]. Среди прочего, Дэйв Лифтон (Diffuser.fm) включил Above в список наиболее влиятельных гранжевых альбомов[l 4], а Артём Афанасьев («Союз Музыка») назвал его хронологически последним альбомом из тех, без которых невозможно представить гранж[l 5].
— Надеюсь, что вывод прост. „Не употребляйте наркотики“. Без шуток, пристрастие к наркоте приведёт вас в тюрьму или в могилу, если только вы не сможете завязать. Ответ очень прост и реалистичен — ты умрёшь. Вот почему запись очень важна для людей. Я благодарен, что из нашей трагедии можно вынести что-то триумфальное.Майк Маккриди в ответ на вопрос о наследии, которое оставил альбом[1] |
Отдельные песни с Above также оставили свой след в истории музыки. Хитовая «River of Deceit» оказалась на 33 месте в списке лучших гранжевых песен, опубликованном в журнале Paste, и была названа показательным примером гранжевых коллабораций[l 6]. В список тридцати песен, которые являются неотъемлемой частью гранжа по версии музыкального блога Stereogum, попала «Wake Up» — «траурная песня, в которой Лейн Стэйли тщетно пытался докричаться до себя самого»[l 1].
Концертная версия «River of Deceit» считается одним из главных моментов в карьере Лейна Стэйли. Журнал Rolling Stone включил её в список десяти лучших выступлений фронтмена Alice in Chains, назвав саму композицию «выдающейся» и отметив великолепное исполнение Стэйли во время последнего концерта Mad Season[l 7]. Онлайн-журнал Loudwire отнёс живые версии «River of Deceit» и «Love, Hate, Love» к числу десяти незабываемых моментов с Лейном Стэйли[l 8].
Справочные данные
Список композиций
Автор слов всех песен — Лейн Стэйли, за исключением «Long Gone Day», написанной вместе с Марком Ланеганом[10], а также изданных позднее «Locomotive», «Slip Away» и «Black Book of Fear», полностью написанных Ланеганом. Авторы музыки — Mad Season, кроме песен «I’m Above» и «Long Gone Day» (Маккриди, Мартин и Ланеган), а также «Black Book of Fear» (Маккриди, Мартин, Сондерс, Ланеган и Питер Бак)[8].
- Первое издание (1995)
Диск 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
- Переиздание (2013)
Диск 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Диск 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Диск 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Участники записи
|
|
Чарты и сертификации
|
|
Примечания
- Рецензии
- ↑ 1 2 3 Album Reviews. Spotlight. Mad Season: Above. Edited by Paul Verna, Marilyn A. Gillen and Peter Cronin (англ.) // Billboard : magazine. — Lynne Segall.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Matt Melis. Mad Season — Above [Deluxe Edition. Album Reviews] (англ.). Consequence of Sound (5 April 2013). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Davies, Barbara. Mad Season: Above (англ.) // Rolling Stone : magazine. — 1995. — 28 April. Архивировано 2 мая 2009 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Stephen M. Deusner. Mad Season: Above (Deluxe Edition) Album Review (англ.). Pitchfork (1 April 2013). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 J. C. Macek III. Mad Season: Above (Deluxe Edition) (англ.). PopMatters (4 April 2013). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Stephen Thomas Erlewine. Above — AllMusic Review (англ.). AllMusic. Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ 1 2 Cole Waterman. Mad Season: Above (Deluxe Edition) (англ.). Spectrum Culture (англ.)русск. (01-04-2013). Дата обращения 11 августа 2019.
- ↑ 1 2 Chuck Eddy. Mad Season: Above (неопр.). Entertainment Weekly (21 апреля 1995). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ 1 2 (July 1, 1995). «Review: Above«. Melody Maker (p. 38).
- ↑ 1 2 Jon Dolan. Above – Rolling Stone (англ.). Rolling Stone (2 April 2013). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ 1 2 Jonathan Gold. Spins. Mad Season: Above // Spin. — 1995. — № 11.
- Историческое значение
- ↑ 1 2 Ryan Leas. Grunge Songs List: 30 Essential Tracks (англ.). Stereogum (1 August 2018). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ Jason Newman. Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden: 50 Best Grunge Albums (англ.). Rolling Stone (1 April 2019). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ The 30 Best Grunge Albums of All Time (англ.). Loudwire (24 May 2017). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ Dave Lifton. The 25 Most Influential Grunge Albums Ever (неопр.). Diffuser.fm (5 апреля 2016). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ Артём Афанасьев. Сделано в Сиэтле: 20 лучших альбомов в стиле гранж (неопр.). soyuz.ru. Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ Michael Danaher. The 50 Best Grunge Songs (англ.). Paste (4 August 2014). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ Dan Epstein. Alice in Chains’ Layne Staley: 10 Great Performances (англ.). Rolling Stone (5 April 2017). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ Graham Hartmann. 10 Unforgettable Layne Staley Moments (англ.). Loudwire (31 May 2016). Дата обращения 6 августа 2019.
- Хит-парады
- ↑ «Mad Season — Above». Norwegiancharts.com. Hung Medien.
- ↑ «Mad Season — Above». Swedishcharts.com. Hung Medien.
- ↑ «Mad Season | Artist | Official Charts». UK Albums Chart. The Official Charts Company.
- ↑ Mad Season — Chart History Billboard 200 for Mad Season.
- ↑ Mad Season Chart History (Mainstream Rock) (англ.) // Billboard : magazine. — Lynne Segall.
- ↑ Mad Season Chart History (Alternative Songs) (англ.) // Billboard : magazine. — Lynne Segall.
- ↑ Canadian Charts – «River of Deceit» (англ.) // RPM : magazine. Архивировано 3 декабря 2008 года.
- ↑ Top RPM Rock/Alternative Tracks: Issue 9205. RPM. Library and Archives Canada.
- Прочие источники
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 William Goodman. Pearl Jam’s Mike McCready on «Powerful» Mad Season Reissue: «I Started Crying» (англ.). fuse.tv[убрать шаблон] (5 April 2013). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ Anderson, 2007, p. 17.
- ↑ De Sola, 2010, p. 249.
- ↑ De Sola, 2010, p. 250.
- ↑ Charles R. Cross, «The Last Days of Layne Staley», Rolling Stone, 1 июня 2002.
- ↑ De Sola, 2010, p. 250-251.
- ↑ 1 2 De Sola, 2010, p. 251.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баррет Мартин. Аннотация к подарочному изданию Above. Осень 2012
- ↑ 1 2 3 4 Jeff Gilbert. ALIVE — Pearl Jam’s Mike McCready Says Goodbye To Drugs and Alcohol And Is a Better Man For It (англ.). Guitar World 4/95 (April 1995). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ 1 2 Antonio Nasso. Mark Lanegan and the story behind Mad Season’s «Long gone day» (англ.). Youtube. — Iconic grunge singer Mark Lanegan discusses his friendship with Layne Staley and his role on Mad Season’s debut album «Above», in 1995. Дата обращения 15 августа 2019.
- ↑ Brett Buchanan. Mad Season Member Reveals Why Layne Staley ‘Was Unable’ To Record Second Album In 1997 (англ.). Alternative Nation (29 August 2017). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ De Sola, 2010, p. 252.
- ↑ Prato, 2010.
- ↑ Gaar, Gillian G. «Radio Free Vedder». Rolling Stone. February 23, 1995.
- ↑ 1 2 De Sola, 2010, p. 255.
- ↑ Jerry Cantrell On How He Felt About Layne Staley Playing With Mad Season — 1998 Interview (англ.). Youtube (1998). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ Dominic Pride. Production Notes. — In: U.S. Falls Under Spidercom’s Web : [англ.] // Billboard : журнал. — 1995. — 10 July. — С. 40.
- ↑ De Sola, 2010, p. 262.
- ↑ De Sola, 2010, p. 264.
- ↑ 1 2 De Sola, 2010, p. 296.
- ↑ De Sola, 2010, p. 298-302.
- ↑ Clint Brownlee. Seattle Rock Veterans Present their Walking Papers (Part 2) (англ.). The SunBreak (англ.)русск. (4 October 2012). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ Chris Meyer. Mad Season Release Above: Deluxe Edition (англ.). Live For Live Music (2 April 2013). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ Mad Season: Deluxe Edition Of ‘Above’ Due In April (англ.). Blabbermouth (7 January 2013). Дата обращения 6 августа 2019.
- ↑ Mad Season — Above (Deluxe Edition) (англ.). Amazon. Дата обращения 10 августа 2019.
- ↑ Altman. Alice In Chains’ Staley Remembered By Mad Season Mate & Rage’s Morello (неопр.) (23 апреля 2002). Архивировано 23 марта 2014 года.
- ↑ Mad Season — Above (CD, Album) (неопр.). Discogs. Дата обращения 7 августа 2019.
- ↑ Mad Season — Above (Vinyl, LP, Numbered, Reissue) (неопр.). Discogs. Дата обращения 7 августа 2019.
- ↑ 1 2 Mad Season — Above (CD, Album, Reissue, Remastered) (неопр.). Discogs. Дата обращения 7 августа 2019.
- ↑ Top RPM Albums: Issue 9143. RPM. Библиотека и Архив Канады.
- ↑ American album certifications – Mad Season – Above (неопр.). Recording Industry Association of America. Дата обращения 25 октября 2018. If necessary, click Advanced, then click Format, then select Album, then click SEARCH.
Литература
- De Sola, David. Alice in Chains: The Untold Story. — Thomas Dunne Books, 2010. — 470 p. — ISBN 9781466848399.
- Anderson, Kyle. Accidental Revolution: The Story of Grunge. — Macmillan, 2007. — 229 p. — ISBN 978-0-312-35819-8.
- Prato, Greg. Grunge Is Dead: The Oral History of Seattle Rock Music. — ECW Press, 2010. — 478 p. — ISBN 1-5502287-7-3.
Статья является кандидатом в избранные статьи с {{{1}}}. |