Беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер — беспосадочный перелёт советских авиаторов, совершённый 18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе: командир экипажа — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков и штурман — А. В. Беляков. Первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США.
История
Участники полёта с послом СССР в США Трояновским, 1937Файл:Перелёты1.jpg Беспосадочные перелёты экипажами Чкалова и Громова
(«Атлас командира РККА», 1938)
После неудачной попытки перелёта из СССР в США через Северный полюс в августе 1935 года экипажа С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко (из-за неисправности самолёта) и проведения «тренировочного» перелёта Москва — остров Удд в июле 1936 года, в 4 часа 5 минут утра 18 июня 1937 года советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на борту самолета АНТ-25 покинули подмосковный аэродром в Щелково и взяли курс на Северный полюс. 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени самолёт совершил благополучную посадку на военном аэродроме Баракс в пригороде Портленда — американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США).[1]
Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 километра
— по прямой), в том числе 5900 км — над океанами, длительность — 63 часа 25 минут.
Президент США Франклин Рузвельт принял и лично поздравил всех участников перелёта в Овальном кабинете Белого дома.
Награды
- За этот перелёт весь экипаж был награждён орденами Красного Знамени.
Память
- В 2012 году в России состоялись праздничные мероприятия по случаю 75-летия беспосадочного перелёта экипажа В. П. Чкалова.[2].
В архитектуре
18 мая 2012 года портреты летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова заняли свои места на стенах пассажирского зала строящейся станции метро «Чкаловская» в Екатеринбурге[3] (архитектор С. У. Зиганшин). Мотив всей отделки также посвящён авиации: большого радиуса пологий свод подобен крылу самолёта, своей кривизной путевые стены напоминают фюзеляж, а на торцевой стене циферблаты часов в стиле бортовых приборов с указанием поясного времени Москвы, Архангельска, Ванкувера и Вашингтона.
Открытие состоялось 28 июля 2012 г.[4]
В филателии
- В 1938 году была выпущена серия почтовых марок СССР, посвящённых перелёту.
- В 1987 году был выпущен почтовый конверт с оригинальной маркой СССР, посвященный 50-летию перелёта.
- В 1997 году был выпущен художественный почтовый конверт со стандартной маркой России, посвященный 60-летию перелёта.
-
Почтовая марка (СССР,
1938 год) -
Почтовая марка (СССР,
1938 год) -
Почтовая марка (СССР,
1938 год) -
Почтовая марка (СССР,
1938 год) - Rus Convert-Moscow-Vancouver-1987.jpg
Конверт Почты СССР,
1987 год - Rus Convert-Moscow-Vancouver-1997.jpg
Конверт Почты России,
1997 год
Примечания
- ↑ 71 год назад (18-20 июня 1937) совершен первый в мире беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (недоступная ссылка)
- ↑ 75-лет беспосадочного перелёта (недоступная ссылка)
- ↑ Официальный портал Екатеринбурга]
- ↑ РИА «Новости», 28.07.2012