.ts-Боковая_навигационная_таблица-preTitle{padding-top:0}.mw-parser-output .ts-Боковая_навигационная_таблица-image{padding:0.4em 0 0.4em}.mw-parser-output .ts-Боковая_навигационная_таблица-title{padding:0.2em 0.4em 0.2em;font-size:125%;line-height:1.15em;font-weight:bold;background:#cfe3ff}.mw-parser-output .ts-Боковая_навигационная_таблица-above,.mw-parser-output .ts-Боковая_навигационная_таблица-below{padding:0.2em 0.4em 0.2em;font-weight:bold}.mw-parser-output .ts-Боковая_навигационная_таблица-heading{padding:0.2em 0;font-weight:bold;background:#eaf3ff}.mw-parser-output .ts-Боковая_навигационная_таблица-list{padding:0.2em 0}]]>
Хатха-йога (санскр. हठयोग, haṭhayoga IAST, hʌʈʰʌjo:gʌ, «усиленное/настойчивое слияние») — направление йоги, сформированное в X—XI веке Матсьендранатхом и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом[1][2][3]. Основанная им йогическая традиция натхов сыграла значительную роль в развитии классической хатха-йоги в средневековой Индии.[4][5]
Во многих источниках хатха-йога рассматривается как набор психофизических техник, позволяющих успокоить колебания ума и подготовиться к практике раджа-йоги.[6][7][8] В других указывается на то, что хатха-йога представляет собой целостную систему, которая ведет к самадхи, мукти или мокше[9][10].
Практики хатха-йоги включают в себя шаткармы, асаны, бандхи, мудры и пранаямы, а также элементы пратьяхары, дхараны и дхьяны[11]. Во всех практиках есть элементы работы с сознанием (концентрация внимания, осознанное
восприятие). Также для практикующего предписывается соблюдение ям и ниям.
Этимология
«Ха» | «Тха» |
---|---|
Шива | Шакти |
Солнце | Луна |
Ида | Пингала |
Пуруша | Пракрити |
Манас шакти | Прана шакти |
Слово «хатха» (हठ, haţha) переводится с санскрита как «усилие», «насилие», «натуга», «интенсивность».[12] Слово «йога» (योग, yoga) переводится с санскрита как «союз», «единение», «слияние»[13]. Таким образом, словосочетание «хатха-йога» (हठयोग, haţhayoga) можно перевести на русский язык как «насильственное слияние», «усиленное единение», «интенсивное единение» и т. д.
Некоторые исследователи переводят словосочетание «хатха-йога» как «йога силы» или «силовая йога». Буквально это указывает на то, что практики хатха-йоги требуют значительных усилий и дисциплины, но в эзотерическом смысле под «силой» можно понимать энергию кундалини. [14]
Также термин «хатха» часто рассматривают как составленный из двух частей «ха» и «тха». По отдельности это не слова, а слоги, формально не имеющие собственных значений. [15] Но в паре они наделяются мистическим смыслом: «ха» — ум, ментальная энергия и «тха» — прана, сила жизни; «ха» символизирует Солнце, «тха» — Луну; «ха» отождествляется с каналом Пингала, «тха» — с каналом Ида; «ха» — мужской вариант мантры, «тха» — женский[16][17]. Таким образом, термин «хатха-йога» означает соединение «ха» и «тха», Солнца и Луны, мужского и женского, Шивы и Шакти.
История
Существует несколько легенд, согласно которым учение хатха-йоги передал людям Шива [18]. Авторы классических текстов по хатха-йоге упоминают Шиву как первого гуру в парампаре[19].
Современные исследователи связывают возникновение хатха-йоги с Матсьендранатхом и его учеником Горакшанатхом, основавшим в X—XI веках йогическую традицию натхов. Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горашка-штака, Горакша-паддхати, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.)[20].
Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сватмарамы «Хатха-йога-прадипика» (по разным источникам относится к XIV—XV в. [21]). Свами Сватмарама принадлежал к шиваисткой традиции йоги из Андхры [21].
Хатха-йога активно развивалась в XVII—XVIII веках. К этому времени относят такие тексты, как: «Гхеранда-самхита», написанная вайшнавским мудрецом Гхерандой из Бенгалии; «Йога-карника» Агхорананды; «Хатха-санкета-чандрика», приписываемый Сундарадэве и др. [22]. Также к XVIII веку Фершнтайн относит «Шива-самхита» — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги[23]
.
Практики
Хатха-йога — это учение о психофизической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, шаткармы, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы).
Цели, которых можно достичь, практикуя хатха-йогу, весьма разнообразны. Это может быть как хорошее здоровье и долголетие[7], так и пробуждение кундалини[24][25], осознание тождества атмана с Абсолютом[10], и даже просветление и освобождение (самадхи)[9][10].
Движение тела и течение мысли неразрывно связаны с дыханием. Поэтому особо пристальное внимание уделяется обучению практике правильного дыхания, как во время занятий, так и в жизни.
Хатха-йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью, учит практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума, способам поведения в мире и системе правильного питания.
Яма и Нияма
Основная статья: ЯмаОсновная статья: Нияма
Этические принципы хатха-йоги — яма и нияма. Они описываются в первых двух ступенях восьмиступенчатой аштанга-йоги, изложенной в Йога-сутрах Патанджали[26]. Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе хатха-йоги.
В некоторых других источниках (Майтрайяния Упанишады (глава 6, строфа 18), Вишну Самхита[27], а также в текстах написанных Горашанатхом, таких как Вивека-Мартанда[28]) говорится о шестиступенчатой йоге, подразумевая, что ямы и ниямы уже освоены учеником до того, как он приступает к изучению хатха-йоги.
Шаткармы
Основная статья: Шаткармы
Шаткарма (санскр. षटकर्मन : шат — шесть, карма — действие) — общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге.Эти практики классифицированы и описаны в древних йогических текстах «Хатха-йога-прадипика» и «Гхеранда-самхита»:
- Дхоути — набор техник очищения пищеварительного тракта;
- Басти — метод промывания и тонизирования толстой кишки;
- Нети — набор методов промывания и очищения носовых проходов;
- Наули (Лаулики) — способ укрепления органов брюшной полости путём массирования их особым образом;
- Капалабхати — методика очищения передней доли головного мозга, состоящая из трёх простых техник;
- Тратака — практика пристального созерцания объекта, развивающая силу сосредоточения, укрепляющая глаза и оптические нервы.
Асана
Основная статья: Асана Йоги, выполняющие Врикшасану (поза дерева)
Асана — устойчивое положение тела, специальная поза, принимаемая для выполнения какого-либо упражнения, либо сама им являющаяся.[29] Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть «стхирам» — устойчивой, «сукха» — легкой.[30] Горакшанатх определяет асану как пребывание в своей истинной форме.[31]
Изначально, в традиционных текстах описывается небольшое количество асан. В «Хатха Йога Прадипика» их 16, в «Гхеранда-самхита» — 32.[1]. Самой важной из асан Свами Сватмарама называет Сиддхасану[32].
Выполнение асан способствует улучшению подвижности и гибкости, повышению выносливости, благотворно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную и пищеварительную системы, снижает тревожность, улучшает внимание и память.[33] В хатха-йоге асаны используются в качестве инструмента интенсификации потоков праны в теле[34], поддержания здоровья и продления жизни.[1]
На более глубоком уровне в асанах происходит работа с вниманием. Принимая асану и оставаясь в ней, практикующий воспринимает ощущения на разных уровнях своего существа: на уровне тела, эмоций, ума. Асана создает определенное внутреннее энергетическое состояние, в котором и тело и сознание становятся едины и воспринимаются таковыми в каждый данный момент.[35]
Пранаяма
Основная статья: Пранаяма
Праная́ма (санскр. प्राणायाम , Prāṇāyāma IAST, букв.: «контроль или остановка дыхания») — управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений. Основной целью пранаямы является установление контроля над потоками сознания, которые тестно связаны с дыханием.[36] Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений[37], а также для накопления и преобразования жизненной энергии.
Упражнения состоят из продолжительного вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки между ними (кумбхака).[34]
Осознанное дыхание помогает сознанию сконцентрироваться, а также позволяет практикующему достичь крепкого здоровья и долголетия.[34]
Мудры и бандхи
Основная статья: Мудры
Мудра переводится как «печать», «оттиск». Другое значение этого слова — «дарующая радость». Бандха переводится как «замок». Свами Сватмарама описывает цель практики мудр и бандх, как пробуждение и поднятие энергии кундалини[38]. По его мнению самой важной мудрой является кхечари-мудра[32].
Классические тексты по хатха-йоге
Школы Хатха-йоги
- Йога Майсурского дворца, основанная Шри Тирумалай Кришнамачарья: йогашала и её ответвления Айенгар-йога, Аштанга-виньяса-йога, Вини-йога;
- Храмовая традиция йоги, основанная Свами Шивананда Сарасвати: школа йоги Свами Вишну Девананды, Бихарская школа йоги;
- Делийская школа йоги, основанная Свами Дхирендра Брахмачари.
Примечания
- ↑ 1 2 3 Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, с. 246.
- ↑ Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия.. — М.: Йогин, 2009. — С. 69. — 440 с.
- ↑ Hatha Yoga (англ.). Encyclopædia Britannica.
- ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги., с. 637.
- ↑ Банерджи Акшая Кумар. Философия Горакхнатха / пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В.Л. Зернова, В.В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2015. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6.
- ↑ Вуд Эрнест. Словарь йоги / перевод К.Семенова. — К.: София, 1996. — 224 с.
- ↑ 1 2 Свами Вивекананда. Четыре йоги. — М.: Прогресс-академия, 1993. — С. 127.
- ↑ Хатха Йога Прадипика с комментариями, с.7.
- ↑ 1 2 Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, с. 52.
- ↑ 1 2 3 Ферштайн. Энциклопедия йоги, с. 659.
- ↑ Гхеранда. Гхеранда-самхита.
- ↑ Sanskrit Dictionary for Spoken Sanskrit.
- ↑ Sanskrit Dictionary for Spoken Sanskrit.
- ↑ Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, с. 45, 50.
- ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, с. 695.
- ↑ Хатха Йога Прадипика с комментариями, с. 32, 75, 282.
- ↑ Андрей Сидерский. Йога Восьми Кругов. Книга 2. — 2008. — С. 25. — 576 с.
- ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, с. 639.
- ↑ Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. — шлока 1.1.
- ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, с. 661—662.
- ↑ 1 2 Ферштайн. Энциклопедия йоги, с. 690.
- ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, с. 692—694.
- ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, с. 692.
- ↑ Т. К. В. Дешикачар. Сердце йоги. — К.: София, 2003. — С. 171—173.
- ↑ Артур Авалон. Глава 7. Теоретические основания этой йоги // Кундалини-йога. Змеиная сила. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03740-4, ISBN 978-0-486-23058-0.
- ↑ B. K. S. Iyengar. Light on the Yoga Sutras of Patanjali.. — ISBN 978-0-00-714516-4.
- ↑ M.M.T. Ganap Sastri. Vishnu Samhita. — ISBN 978-8170302230.
- ↑ Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж. Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов. — ISBN 978-5-91680-005-30.
- ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь, с. 63.
- ↑ Патанджалир. Садхана пада // Йога сутры. — сутра 46.
- ↑ Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов, с. 173.
- ↑ 1 2 Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. — шлока 1.45.
- ↑ Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, с. 247.
- ↑ 1 2 3 Айенгар. Пояснение пранаямы, с. 39.
- ↑ Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, с. 248.
- ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь, с. 336.
- ↑ Айенгар. Пояснение пранаямы, с. 40.
- ↑ Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. — шлока 3.5.
См. также
Литература
- Анатолий Пахомов. Хатха Йога: корректный подход к позвоночнику. — К.: Велес, 2007. — 280 с. — ISBN 978-966-96850-1-8.
- Бойко В. С. Йога. Искусство коммуникации. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Деком, 2011. — 508 с. — ISBN 978-5-89533-239-9.
- Айенгар Б. К. С. Пояснение пранаямы. Пранаяма Дипика. — Альпина нон-фикшн, 2008. — 328 с. — ISBN 978-5-9614-0842-3.
- Свами Дхирендра Брахмачари. Йогасана Виджняна. — Проспект, 2006. — 296 с. — ISBN 5-98597-065-5.
- Громов С. Н. 40 дней, практикуя Йогу. — Одесса: ВМВ, 2005. — 507 с. — (Йога — день за днём). — ISBN 966-8286-43-x.
- Громов С. Н. 108 дней, практикуя Йогу (Раджа-йога для всех). Книга — Учитель. — 2009. — 944 с. — (Йога — день за днём). — ISBN 978-966-8835-01-8.
- Кукалев С. В. Опыты Йоги: Религия личного пути. — СПб.: Питер, 2004. — 448 с. — ISBN 5-94723-815-2.
- Кукалев С. В. Тайны хатха-йоги: 163 вопроса «почему?» с ответами. — Ростов: Феникс, 2007. — 314 с. — ISBN 978-5-222-12507-6.
- Мира Метха. Простые упражнения йоги для здоровья. — ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 256 с. — ISBN 5-8183-0961-4, ISBN 0-00-711620-9.
- Свами Муктибодхананда Сарасвати, Свами Сатьянанда Сарасвати. Хатха Йога Прадипика с комментариями / пер. с англ. А.Липатова. — Минск: Ведантамала, 2007. — 664 с. — ISBN 987-3517-09-1.
- Классические тексты натха-сампрадайи: Горакша-вачана-санграха; Горакша-упанишада; Йога-биджа; Горакша-йога / пер. с санскрита Шрипада Йоги Матсьендранатха Махараджа. — К.: Ника-центр, 2007. — 120 с. — ISBN 978-966-521-440-3.
- Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / пер. с санскрита и коммент. Гуру Шри Йоги Матсьендранатха Махараджа. — М.: Международный натха-йога центр, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-91680-005-0.
- Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М.. — М.: Республика, 1996. — С. 576. — ISBN 5-250-02557-9.
- Николаева М. В. Философские основания современных школ хатха-йоги. — 2007. — 315 с. — ISBN 978-5-85803-348-6, ISBN 978-5-352-02116-3.
- Ферштайн Г. Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — С. 637. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7.
- Фойерштейн Г. Глубинное измерение йоги / Пер. с англ. И.А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — ISBN 5-7905-4315-4.
В сносках к статье найдены неработоспособные викиссылки. Исправьте короткие примечания, установленные через шаблон {{sfn}} или его аналоги, в соответствии с инструкцией к шаблону, или добавьте недо стающие публикации в раздел источников. Список сносок: |