У этого термина существуют и другие значения, см. Тар (значения).
Тар | |
---|---|
Классификация | Щипковый струнный музыкальный инструмент |
Родственные инструменты | Гитара Уд Танбур Рубаб |
Медиафайлы на Викискладе |
Тар (от перс. تار — «струна», «нить») — струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Точное место изобретения этого музыкального инструмента неизвестно, предположительно на территории Персидской империи[1]. Распространён в Азербайджане, Армении, Афганистане, Ираке, Иране, Турции, Таджикистане, Узбекистане и именно в территориях древнего Хорезма и в странах Ближнего Востока. Тар является базовым инструментом в традиционной музыке Азербайджана и Ирана глубоко повлиявшим на общие тенденции классической музыки этих стран.
5 декабря 2012 года азербайджанское искусство исполнения на таре и мастерство его изг
отовления было включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО[2].
Строение тара
Игра на таре, изображение на персидской миниатюре (дворец Хашт-Бехешт, Исфахан), 1669.
Тар выдалбливается из дерева в форме, напоминающей гитару. Имеет корпус в виде двух чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе — 22 основных навязных ладка и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Основные лады фиксируются вставными деревянными колышками, находящимися в специальном желобке шейки.
В традиционном строе азербайджанского тара октава делится на 17 звуковысот (ступеней)[источник не указан 1467 дней]. Расстояния между ладками (парде́, транслитерация перс. pardeh) включают микрохроматические (менее полутона) интервалы. Звук извлекается роговым плектром.
Существуют две модификации инструмента: иранский тар (более древний 6-струнный инструмент) и азербайджанский тар (11-струнная модификация иранского тара, возник в XIX веке).
Азербайджанский тар
Основная статья: Азербайджанское искусство игры на таре Азербайджанский тар
Современный азербайджанский тар (азерб. tar) — 11-струнный (число струн увеличилось благодаря хорным удвоениям); басовые (главным образом бурдонные) одинарные струны находятся в центре, мелодические — парные, основные и дополнительные (последние используются только в каденциях) расположены по краям. Парные струны имеют постоянную настройку, одинарные — переменную (в зависимости от жанра и лада исполняемой пьесы, в том числе в мугамах).
Создателем обновлённого тара является азербайджанский музыкант-конструктор Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы), живший в XIX веке и получивший прозвище «Отец тара».[3][4][5] Он реконструировал и усовершенствовал многовековой щипковый тар: к слабо звучащему пятиструнному инструменту прибавил шесть струн и количество парде (в пределах октавы) довёл до семнадцати, добавив парде, необходимые для мугамного звукоряда Забул, а к мугаму Мирза Гусейн Сегях — звуки мугама Мухалиф. Для увеличения резонанса Садыхджаном были добавлены хоры (резонирующие струны) в верхнем регистре и введён исполнительский стиль лал бармаг (стиль «немого пальца»).
Современные обмеры исторических экземпляров азербайджанского тара, фиксирующие разнообразие доступных для извлечения музыкальных интервалов (в том числе микрохроматических), по мнению исследователей свидетельствуют о таком же разнообразии ладовых звукорядов мугама[6].
Настройка и нотация
Наиболее распространённая (одна из 13) настройка тара: c1, c1; g, g; c1; c; g; g1; g1; c1, c1;. Хроматический звукоряд тара включает 2,5 октавы. Диапазон инструмента охватывает звуки от «до» малой октавы до «соль» второй октавы, но при игре можно также взять звуки «ля» и «ля бемоль».
Музыкальные партии для тара записываются в меццо-сопрановом ключе.
Применение
Тар — исключительно виртуозный инструмент, используется как сольный, в ансамблях.
Наигрыши на таре, как правило, представляют собой мелодию, исполняемую обычно на двух струнах в унисон (иногда на одной; тогда вторая становится резонирующей) и опирающуюся на эпизодически включаемые аккорды. Нижний регистр тара — густой, насыщенный, бархатистого тембра, верхний — звонкого, серебристого.
В азербайджанской музыке тар применялся, главным образом, в качестве ведущего инструмента в составе так называемого мугамного трио ханенде (певца), включающего также кяманчу и гавал. Нужно отметить, что тар, как в составе мугамного трио, так и в сольном качестве, до настоящего времени продолжает играть исключительную роль в мугамном искусстве, традиционном и популярном в Азербайджане.
Тар в XX веке
Азербайджанский тар на выставке азербайджанского искусства во французском городе Коньяк, ноябрь 2012
Новый расцвет исполнительства на таре начинается в XX веке. Так, например, тар занял ведущее место в первом нотном оркестре народных музыкальных инструментов, созданном в 1931 году по инициативе Узеира Гаджибекова. Школа нотного исполнительства на национальных инструментах, основанная Узеиром Гаджибековым, ещё более расширила технические и художественные возможности тара.
Тар — один из немногих национальных музыкальных инструментов, для которых специально создаются музыкальные произведения. В начале XX века в азербайджанской музыке получил распространение новый жанр «мугамной оперы», создателем которого был Узеир Гаджибеков. Во всех мугамных операх вокальные партии шли в сопровождении тара.
Азербайджанские композиторы также создали ряд крупных произведений, в том числе, концертов для тара с оркестром.
Способы исполнения
Азербайджанские народные инструменты (в том числе тар) на почтовой марке СССР 1990 года
Тар во время игры держат у груди в горизонтальном положении, прижимая его корпус к груди кистью правой руки, при этом плектр, зажатый между большим и указательным пальцами той же руки, приводит струны в колебание. В левой же руке, гриф зажат между большим и указательным пальцами, одновременно с чем указательный, средний и безымянный пальцы, прижимая струны к различным ладам, обеспечивают звучание. Во время исполнения технические и художественные возможности тара реализуются посредством трелей и различных приемов плектрного удара.
В практике современного исполнительства на таре сложилась целая система исполнительских штрихов, в их числе, «уст — мизраб» (удар плектром сверху), «алт-мизраб» (удар снизу), «уст — алт мизраб» (удар сверху — снизу), «алт — уст мизраб» (удар снизу — сверху), «рух мизраб» (удар справа — слева), «сантур мизраб» (удар сверху — снизу — сверху), а также дополнительные штрихи и приемы как «лал бармаг» (удар пальцем по струне), «дартма сим» (вибрато) и «сюрюшдюрма бармаг» (глиссандо).
Исполнитель, ударяя плектром по струне и при этом прижимая тар к груди, может добиться эффекта долго звучащего вибрирующего звука. Получаемая таким образом пауза называется «хум».
Армянский тар
В Армении изображение тара встречается на барельефах древних могильных памятников, где инструмент изображен в руках исполнителей. Кроме этого изображения тара присутствуют в армянской миниатюре начиная с XIII века. Играющие на таре люди представлены в миниатюре виде индивидуальных музыкантов или целых ансамблей сочетающих щипковый, духовые и ударные инструменты. Играющими на инструменте изображены люди разного пола, и представители разных сословий, начиная от пастуха и заканчивая знатными особами[7]. Согласно Энциклопедии Ираника, азербайджанская музыка исполняется и в других регионах Кавказа, главным образом среди армян, которые переняли мугамную систему и такие музыкальные инструменты, как кеманча и тар[8].
По своей структуре музыкальный инструмент представляет собой двухполосной восьмеркообразный корпус, четырёхугольную головку и длинную шейку. Изготавливают его главным образом из тутового дерева. Армянский тар оснащен 11-12 струнами — стальными (белые), бронзовыми (красные), медными (желтые). Четные струны тара имеют устойчивый строй, и натянуты по левой и правой сторонам инструмента. Не четные струны по своему строю неустойчивые и натян
уты по центру. Нижний регистр обширного диапазона армянского тара звучит бархатисто и мягко, а верхний регистр ярок и звонок. Совмещение широких технических возможностей тара и богатой звуковой палитры создает иллюзию оркестра. При игре, тар держа в горизонтальном положении прислоняют к груди. Озвучивают инструмент при помощи медиатора (плектра)[7]
Армянский тар является самым сольным из всех инструментов в музыкальном быту армян. Сегодня в Армении тарист выступает и как солист, и в ведущий роли в ансамбле. Одним из известных исполнителей игры на армянском таре является учёный Ованес Дарбинян[9].
Интересные факты
- Тар использует в своём творчестве российская группа «Обморок и мама».
- Тар играет ключевую роль в фильме Маржан Сатрапи «Цыплёнок с черносливом», главный герой которого — музыкант-иранец — решает покончить с собой из-за поломки инструмента.
- Тар используется в фильме «Неисправимый лгун» — советская комедия 1973 года, режиссёра Виллена Азарова. На сороковой минуте фильма.
Примечания
В родственных проектах
- ↑ Persian Musical Instruments: Tar, Setar, Barbat, Kamancheh, Gheychak, Santoor, Ghanoon, Ney, Tonbak, Daf
- ↑ Четыре новых элемента внесены в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества
- ↑ <4D6963726F736F667420576F7264202D20CAF3EBFCF2F3F0EEEBEEE3E8FF2E646F63>
- ↑ Буркутбай Аяганов. Тюркские народы: энциклопедический справочник. — И:ЗАО «Qазаq энциклопедиясы», 2004 — стр. 27 — ISBN 9789965938962: «…Садыхджан (реконструктор тара и основатель школы современной игры на этом инструменте).»
- ↑ Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973—1982; Под ред. Ю. В. Келдыш. — Садых: «Один из известных азерб. исполнителей на таре. Усовершенствовал этот инструмент, расширил возможности виртуозной игры на нём.»
- ↑ Агаева С., Гаджиев Ш. О проблемах исследования звуковысотной системы азербайджанских мугамов // Материалы II международного научного симпозиума «Мир мугама» (Баку, 15-17 марта 2011). Баку, 2011, сс.20-31.
- ↑ 1 2 Институт этнологии и антропологии ми. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Институт археологии и этнографии НАН РА. Народная музыка и инструменты // Армяне / Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц. — Москва: Наука, 2012. — С. 430-433. — 647 с. — (Народы и культуры). — 500 экз. — ISBN 978-5-02-037563.
- ↑ J. During. Azerbaijan. XI. Music of Azerbaijan. (англ.) // Encyclopædia Iranica. — 1988. — Vol. III. — P. 255-257.
Az
eri art music is also played in other regions of the Caucasus, especially among the Armenians, who have adopted the system of maqām and the instruments kamāṇča and tār. - ↑ Levon Ichkhanian (неопр.). Wesleyan Universit]. Дата обращения 24 мая 1982. Архивировано 25 мая 2013 года.
Ссылки
- Тар, музыкальный инструмент // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Betty Blair. «Sing Tar, Sing. Like Father, Like Son? Passing on the Tradition», AI, Winter 1999 (7.4), pp. 74-76
- Alla Bayramova. «Voices of the Living and the Revived Instruments, or, Fortunes and Misfortunes of a Musical Museum» in Musical Instruments: Do They Have to Sound? / ABSTRACTS OF PAPERS FOR THE 2002 CIMCIM CONFERENCE, St Petersburg, Russia, 8 to 16 September
- Jala Garibova. «A Home for Azerbaijani Folk Music. Museum of Traditional Instruments», AI, Summer 2000 (8.2), pp. 68-69
- Peyman Nasehpour, Ghaval the Azerbaijani Frame Drum
- Jean Patterson, «Piecing Together History, String By String. The Reconstruction of Azerbaijan’s Medieval Instruments», AI, Winter 1997 (5.4), pp. 28-31
- Azerbaijani Mugam — Bahram Mansurov, tar , UNESCO Culture Sector, accessed May 27, 2008
- «Культура и традиции», Министерство Культуры и Туризма Азербайджанской Республики, accessed May 27, 2008
- Видео: «исполнение на иранском таре»
- Видео: «исполнение на иранском таре»
- Видео: «исполнение на азербайджанском таре»